Встреча первая (1960-е годы. Бобровский. ХМАО-Югра)
У нас в комнате была этажерка - её открытые, казавшиеся лёгкими, полочки всегда привлекали внимание. На них стояли книги и разные интересные предметы. Сами полки крепились к вертикальным стойкам, которые упирались внизу на более мощную, основательную тумбу с дверкой.
В других домах я видела этажерки и без тумбы, только из полочек.
Примерно такие:
Полки выстраивались как этажи, поэтому и назвали: "Этажерка".
Такая компактная, но вместительная мебель!
Фотографии нашей, наполненной интересными книгами, флакончиками духов, кремов, украшенной вышитыми салфетками тумбочки, к сожалению нет. Поэтому привожу образцы из интернета.
А ещё по-моему, на верхние полки убирали объект моих поползновений - готовальню (набор для черчения в футляре, там был блестящий циркуль, расфедер и другое).
В тумбе тоже было много завлекательного. Но дверка закрывалась на маленькую тугую щеколдочку. Открыть её могли только старшие. Вот тогда и можно было посмотреть на книжные сокровища. Например, учебник по истории. Особенно впечатлили иллюстрации о жизни древних людей. Их как будто увидели со стороны за привычными занятиями. Рассматривать эти страницы учебника можно было бесконечно. Внешний вид далёких предков, окружающая их обстановка, условия жизни - все удивляло и вызывало большой интерес. Думаешь, как они жили без магазинов? Получается, что пищу и одежду для себя могли добывать только сами. Становилось ясно, почему древние люди, пользуясь простыми средствами охоты, рискуя своей жизнью, старались победить, например, огромного мамонта. Тогда у них сразу будет много еды. Судя по иллюстрациям в учебнике, на охоту выходили мужчины разные по возрасту и по телосложению. Для удачной охоты им всем нужно было действовать слаженно, знать кому, когда и что именно делать. Понимая, что этим людям нужно было выживать в трудных условиях, все таки, мне "царапало душу" то, что для мамонта была устроена ловушка. И казалось это не совсем честным приёмом. Но в то же время, понимаешь, что камнями и копьями невозможно сразиться в честном бою с таким крупным и мощным зверем.
На эту картину охоты на мамонта я не любила и не люблю смотреть.
А вот две другие, на которых показано, как люди обрабатывают шкуры животных, добывают огонь и занимаются рыбалкой, делают незатейливое оружие и даже рисуют, воспринимались менее трагично. Хотя образы не причесанных, крепких, ярко выражающих свои эмоции древних людей тоже вселяли некоторый страх. По-моему, они мне даже иногда снились. И снова, и снова притягивали к себе именно эти страницы. Я думала, что если даже при взгляде на них, переживаешь за все: за людей, за их опасное существование, трудные бытовые занятия, большой риск на охоте... Да и того же мамонта жалко...
то как сам художник справлялся со своими знаниями о древнем мире, воображаемыми людьми и животными?
Было написано, что автор
Васнецов В. М.
Вот интересно, как он смог все это представить и изобразить? Да ещё наполнить чем-то невидимым, но тем, что чувствовалось даже со страниц напечатанного в типографии учебника?
Чувства, ощущения разве можно передать на листах бумаги? Оказывается можно!