Найти в Дзене
TrendyScope

3 образа из "Божественной комедии": о вдохновении для Schiaparelli Couture Spring 2023

Оглавление

Видели самые обсуждаемые модели от Schiaparelli Couture Spring 2023? Часть зрителей остались недовольны такой реалистичностью животных. Но какой смысл на самом деле вложен в эти образы? И почему наряды от этого модного дома похожи на сложный аромат духов, вкус дорогого вина, который нельзя оценивать с первой секунды? Давайте подробнее рассмотрим историю и эти образы.

ЧАСТЬ 1: Строки литературной классики

Многие художники разных эпох посвящали свои работы труду Данте Алигьери "Божественная комедия". Эти три образа были также посвящены его строчкам...

-2

И вот, внизу крутого косогора,
Проворная и вьющаяся рысь,
Вся в ярких пятнах пестрого узора.

Она, кружа, мне преграждала высь,
И я не раз на крутизне опасной
Возвратным следом помышлял спастись.


Первым образом со звериной головой стал снежный барс (для публикации использован перевод М. Лозинского), в произведении это образ порока сладострастия. На официальном сайте наряд представлен под №10.

Ирина Шейк и Кайли Дженнер
Ирина Шейк и Кайли Дженнер

Был ранний час, и солнце в тверди ясной
Сопровождали те же звезды вновь,
Что в первый раз, когда их сонм прекрасный

Божественная двинула Любовь.
Доверясь часу и поре счастливой,
Уже не так сжималась в сердце кровь

При виде зверя с шерстью прихотливой;
Но, ужасом опять его стесня,
Навстречу вышел лев с подъятой гривой.


Самый известный образ из этого показа под №15 - платье со львиной головой, символ гордости и честолюбия в "Божественной комедии".

Наоми Кемпбелл
Наоми Кемпбелл

И с ним волчица, чье худое тело,
Казалось, все алчбы в себе несет;
Немало душ из-за нее скорбело.

Меня сковал такой тяжелый гнет,
Перед ее стремящим ужас взглядом,
Что я утратил чаянье высот.

И как скупец, копивший клад за кладом,
Когда приблизится пора утрат,
Скорбит и плачет по былым отрадам,

Так был и я смятением объят,
За шагом шаг волчицей неуемной
Туда теснимый, где лучи молчат.


Третий образ под №30 - волчица, образ алчности и безумных желаний.

У "Божественной комедии" часто фигурирует цифра 3. Произведение состоит из 3 частей, у Данте есть 3 покровителя, "Чистилище" и "Рай" включают в себя по 33 песни, что хорошо делится на 3. Только первая часть не имеет связи с троицей - в "Аде" 34 песни, это количество передает порочность и сломанность первого мира в комедии.

Возможно такой же системе поддается 3 образа: №10 со снежным барсом, №15 со львом, и №30 с волчицей.

Леопардовый декор в доме Эльзы Скиапарелли, и ее леопардовая шляпка
Леопардовый декор в доме Эльзы Скиапарелли, и ее леопардовая шляпка

ЧАСТЬ 2: История - леопард в доме Скиап

Помню как впервые столкнулась с творчеством абстракционистов. Непонимание было лучшим чувством когда не знаешь как это рассмотреть. Эльзу Скиапарелли можно сравнить с художниками XX века.

Ее некоторые образы могут показаться китчем даже сейчас, но не стоит недооценивать ее вклад. Скиапарелли считают основательницей многих нововведений в моде, и их можно назвать гениальными. Шокирующий розовый цвет, сюрреализм в образах, газетные принты на ткани, молния в одежде и т. д. (если хотите пост об этом, ставьте лайк). Все это сейчас хорошо используется, а тогда казалось нечто странным, или даже ужасным (например непринятие розового цвета, скандал из-за кюлотов)

Ее имя также связано с использованием животного принта, внимание привлекает шляпка 30х годов, сделанная из головы леопарда. Возможно эту шляпку затмили более экстравагантные модели от Скиапарелли: в виде туфли, телефона и омара. Она сотрудничала с известными художниками Сальвадором Дали и Жаном Кокто, и это взаимодействие дало ряд необычных, запоминающихся, а ныне классических образов ее модного дома.

Модель Поля Пуаре (20е), и мода 30х годов XX века
Модель Поля Пуаре (20е), и мода 30х годов XX века

В 30е годы леопардовый принт закрепился в моде благодаря серии фильмов с Тарзаном. Принт заметил и Поль Пуаре в 20х годах, но использовал на одежде в небольших количествах, в качестве декора а не основного принта. Поэтому нельзя точно сказать что именно Эльза сделала модным леопардовый принт.

И все же хочется отметить плоскую форму шляпы, которая вошла в моду благодаря дому Скиап (прозвище которые использовали близкие Эльзы Скиапарелли). Шляпка выглядит запоминающейся, и характерной для ее модного дома - с декором в виде глаз-брошей. А также похожа на вдохновение к образам 2023.

В 1954 году модный дом Эльзы Скиапарелли закрылся по ряду причин. Но в 2014 году этому имени был дан второй шанс, вновь открылся дом мод, а его образы стали отдавать дань уважения наработкам Скиап.

Schiaparelli "Animalia Fantasia" Fall 2018 Couture Collection
Schiaparelli "Animalia Fantasia" Fall 2018 Couture Collection

Коллекция "Зима 2018", и перед нами новое осмысление костюма с леопардовым принтом. Предположу, что первое впечатление от образа не сильно завораживает.

Но при внимательном рассмотрении на брюках можно увидеть "изобретение" Скиап, оптическую иллюзию в виде цветового перелива ткани из животного принта в золотой. Сам принт из леопардового переходит в тигриный, а затем в более мелкие пятна, и тут костюм теряет первоначальное определение к одному виду животного. Маска также не дает узнать зверя - то ли кошка, то ли крылатое существо. Одним словом иллюзия, но при этом роскошная. Как картина абстракционистов, ее нельзя полюбить и разгадать с первого взгляда.

ЧАСТЬ 3: Искусство, не вмещающееся в заголовки

Эльза Скиапарелли однажды сказала: "Дизайн одежды, кстати, для меня не профессия, а искусство". Ее последователи сохраняют этот принцип. Но к сожалению о нем мало говорят в новостях. В конце января многие писали об осуждении реалистичных образов животных в костюме. Вот что написал дизайнер этой коллекции Дэниел Роузберри:

"В 1308 году поэт Данте Алигьери начал то, что станет его шедевром, "Божественную комедию", поэму из 14 233 строк, разделенную на три книги: "Ад", "Чистилище" и "Рай".
Мы все знаем эту работу, если не наизусть, то по названию. И все же, когда я недавно вернулся к нему, я был поражен тем, чего мне не хватало, когда я впервые столкнулся с ним — не ужасом ада, который Данте так ярко описывает, и не чувством отчаяния, которое охватывает вас, когда вы спускаетесь все дальше и дальше в царство, — но тем, как история, в ее ядре, аллегория сомнения. Рассказчик, дублер Данте (также по имени Данте), в начале повествования почти точно среднего возраста, когда он оказывается “на полпути к путешествию нашей жизни”. И все же, забираясь все глубже в ад, он понимает, как мало он на самом деле знает — все эти годы, вся эта жизнь, и все же он остается в том “темном лесу”, тропа, по которой он когда-то шел, так уверенно исчезла из виду.

-8
Что привлекло меня в "Аду", так это не просто театральность творения Данте — это то, насколько совершенной метафорой оно стало для описания мучений, которые испытывает каждый художник или творческая личность, когда мы сидим перед экраном, или блокнотом для рисования, или формой одежды, когда у нас есть момент, когда мы потрясены чего мы не знаем. Когда я оказываюсь в затруднительном положении, я часто нахожу некоторое утешение в мыслях об Эльзе Скиапарелли: созданные ею коды, риск, на который она пошла, теперь стали достоянием истории и легенды, и все же она тоже, должно быть, была неуверенна, даже напугана, когда изобретала их. Ее страх придал ей храбрости, что звучит нелогично, но является ключом к художественному процессу. Страх означает, что вы подталкиваете себя к тому, чтобы сделать что-то шокирующее, что-то новое.
Эта коллекция - мое почтение сомнению. Сомнение в творении и сомнение в намерении. Двойные, иногда противоречивые порывы понравиться своей аудитории и произвести впечатление на самого себя; амбивалентность, которая является постоянным спутником каждого художника. И поэтому с этой коллекцией я хотел отойти от техник, с которыми мне было комфортно и которые я понимал, и вместо этого выбрать то темное дерево, где все пугающее, но новое, где я бы нащупывал свой путь в каком-то месте, которого я не знал и не понимал.
В этой одежде все не так, как кажется. Наряду с признанием организованности Данте (по три образа для каждого из девяти кругов ада), я также черпал вдохновение из некоторых его самых захватывающих образов. Леопард, лев и волчица - олицетворяющие похоть, гордость и алчность соответственно — обретают здесь форму в эффектных искусственных таксидермических изделиях, созданных полностью вручную из пены, смолы и других искусственных материалов. Другие изделия вдохновлены скользким, зеркальным стилем его Ада: пайетки, которые трепещут на некоторых платьях, на самом деле сделаны из кусочков олова, обтянутых кожей, а безделушки, покрывающие одну юбку, сделаны не из ткани, а из деревянных бусин. Кажущееся переливчатым мерцание платьев velvet column на самом деле расписано вручную пигментом, который меняет цвет в зависимости от вашего ракурса, как крылья бабочки. Кроме того, пластроны были выполнены в виде волн из настоящего перламутра, плюс один из них выполнен в технике маркетри из лимонного дерева. И личный фаворит, гигантский бюст, сделанный из меди и покрытый патиной вручную, был делом любви в течение последних четырех месяцев.
Эльза всегда обещала сюрприз в своей работе, и за эти годы люди научились приходить в Скиапарелли в духе удивления; вы не знаете, с чем вы здесь столкнетесь, но вы знаете, что история каждый раз будет отличаться. В этом сезоне мы меньше концентрировались на преднамеренной искусственности, такой как наша фирменная бижутерия с гиперстилизированной анатомией, и больше на стирании границ между реальным и нереальным. Мимикрия (это настоящий лев?) в этой коллекции сюрреализм приобретает свою собственную форму, так что вы никогда не будете до конца уверены, кто создал то, на что вы смотрите, — была ли это природа? Или это был мужчина? Но в то же время мы придали первостепенное значение и высветили руку художника больше, чем когда-либо прежде, в простых, грубо ограненных, землистых украшениях и сумочках ручной росписи из кожи аллигатора с золотыми прожилками “Secret” и “Face”. Если Данте узнает, как сильно жизнь может обмануть нас, особенно жизнь, которую, как нам кажется, мы знаем, тогда эта одежда повторяет этот обман, напоминая нам о необходимости время от времени оказываться там, где мы вынуждены пересматривать свои предположения.
Ад, Чистилище, Рай: одно не может существовать без других. Это напоминание о том, что нет такой вещи, как рай без ада; нет радости без печали; нет экстаза творения без муки сомнения. Я молюсь за себя, чтобы я всегда помнил об этом — чтобы в мои самые трудные дни, когда вдохновение просто не приходит, я помнил, что никакое вознесение на небеса невозможно без первого путешествия к огню и страха, который приходит с ним. Позволь мне всегда принимать это."

Иногда показы мод схожи с походом в картинную галерею современного искусства. Сначала кажется не совсем понятно что подано перед нами, среди узнанного в первую очередь выделяются с чем-то схожие черты. Но как и картины инноваторов в стилях XX века, образы стоит рассматривать с разных сторон, изучать сходства с прошлыми экспонатами, и конечно узнать что сказал сам автор. Только тогда можно понять истинный замысел автора, который может быть гораздо глубже пары строк из таблоидов.