Настольные ролевые игры сильно отличаются от своих собратьев по цеху отсутствием поля, фишек, зачастую огромными и внушительными книгами правил, а так же множеством механник, в которых довольно легко запутаться. И, безусловно, если взглянуть поверхностно, несложно словить легкий диссонанс - играть предполагается лишь своей фантазией и минимальным набором кубиков, однако, для начала и банального создания персонажа нужно потратить гораздо больше времени, чем на прочтение правил любой другой настолки.
Это отпугивает многих новичков, желающих попробовать жанр НРИ, наравне с тем, что на это увлечение обычно уходит немало времени. Тем не менее, несмотря на вышеобозначенные факты, если разобраться в теме глубже, они уже не кажутся страшными. Плюсы любой НРИ с адекватным и понимающим мастером игры однозначно будут перевешивать необходимость разобраться в системе, а затраты по времени и вовсе перестанут волновать. И для того, чтобы убедить вас в этом, я приготовил 10 причин, по которым вам все таки стоит попробовать НРИ.
1. Это не так сложно, как кажется
Тема НРИ в последнее время явно развивается, может быть и не подобно снежному шару, но прогресс очевиден. Вам совсем не обязательно сразу скупать все материалы по самым популярным системам, по типу DnD и пытаться понять, как же теперь играть (хотя и сама DnD далеко не самая сложная, но уж точно одна из самых отточенных и сбалансированных систем). Есть множество сеттингов, более простых, или наоборот, дотошных систем. Всегда можно выбрать что-то максимальное близкое себе по духу. Достаточно просто немного времени провести в запросах Гугла или тематических сообществах ролевико. А если правила все равно кажутся сложными, всегда можно рассмотреть возможность игры за денюжку у опытного Мастера. Посмотрите отзывы на его услуги, найдите наиболее лояльного к новичкам человека, у которого уже гарантировано будут прописаны отточенные и интересные приключения, и вперед! Средний ценник платного мастера составляет 500 рублей с человека за сессию, что, на мой взгляд, адекватная цена за приятный вечер.
2. Веселье, веселье и еще раз веселье!
В первый раз я сыграл в НРИ где-то в 2014м году, в первый раз провел игру - в 2016м. Какую бы роль я не занимал, всегда неизбежно было одно - огромное количество локальных шуток, мемов и приколов, которые становились культовыми. И это не считая тех шуток, которые не запоминались! В компании друзей в НРИ просто банально весело играть, особенно когда кто-то в открытую начинает вытворять что-то подобное:
Каждая, я повторюсь, каждая игра генерирует десятки забавных ситуаций. А смех продлевает жизнь, и в целом, полезен для человека!
3. Банальное расширение кругозора
Здесь, как и многое во всех пунктах, сильно зависит от мастера. Но поверьте, большинство мастеров относятся к своим миссиям на уровне первенцев, оттачивая каждый их элемент и стараясь сделать их максимально аутентичными. Решили сыграть в сеттинг по фентези? Во время приключений готовьтесь узнать о жизни простых фермеров в средние века. Космическое исследование? Давай-ка разберемся, как в теории может работать силовое поле. Пост-апокалипсис? Присаживайся мой друг, сегодня мы узнаем как из изоленты, отвертки и дверной ручки от Лады "Гранта" сделать ручной пулемет. И таких примеров очень много, если ваше приключение подготовленно с любовью и вниманием.
4. Сплочающий элемент
С точки зрения самой базовой педагогики самый большой сплочающий результат для любого коллектива в самые короткие сроки дает возможность этому коллективу преодолеть общее препятствие или трудность, которая будет на пределе их возможностей. Во многих адекватных детских лагерях на этом построен целый блок упражнений - веревочный курс.
И поверьте, что работает для детей - отлично работает и для всех остальных возрастных категорий. Так устроен наш мозг - мы лучше запоминаем не столько сам факт победы, а сколько сколько труда и сил мы в это вложили. И чем больше труд или риск, тем победа становится ценнее. Вы никогда не забудете, как еле-еле завалили того дракона, или в последний момент закрыли портал в ад, из которого уже вовсю лезли демоны. И не забудете людей, которые делали это с вами. А если вы еще вместо обычного способа случайно завалили дракона вилкой, которую спер вор, зачорвал маг, и эпичным выстрелом отправил в глаз следопыт - вы мало того, что это не забудете, вы гарантированно будете рассказывать об этом почти всем в округе, не забывая и заслуг своих сопартийцев.
5. Развитие новых навыков
НРИ способны развить гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Внимание к деталям в детективном сеттинге? Умение четко продумывать свои ходы и план боя? Коммуникабельность? Да пожалуйста, все зависит от целей вашего приключения. В любом случае, это отличная зарядка для ума. Даже если ваша игра построена исключительно на боевых столкновениях, то даже тут понимать сильные стороны вашей группы и врагов - это уже немалая работа в плане анализа. По настоящему интригующие боевые сцены и вовсе похожи на поединок в шахматы, где все ресурсы и фигуры нужно использовать крайне осторожно и думать на пару ходов вперед. Но самый главный навык, который гарантированно развивается из игры в игру ждет нас в следующем пункте.
6. Креативность и фантазия
Поскольку вы играете с живыми людьми, а не с компьютерными NPC, вы не знаете как пойдет любой диалог с крестьянином, или мирным жителем, королем, президентом Земной Федерации, Генерал-лейтенантом Международной Инициативы Сдерживания Пелены, и так далее. У вас нет заранее заготовленных вариантов. В любой момент ваш персонаж может сказать ЧТО угодно и КОМУ угодно. Он может попытаться сделать ЧТО угодно и ГДЕ угодно. Да, в хорошей игре последствия не заставят себя ждать, если вы делаете что-то неразумное. Но это не значит, что этого делать нельзя, верно? Выпутываться из последствий, в которые игроки загоняют себя не самыми разумными решениями - это самое интересное, что вообще есть в НРИ. Причем, как со стороны игрока, так и со стороны мастера. Как пример, я могу вспомнить, как в моей игре один весьма добрый, светлый и харизматичный персонаж убеждал всех в округе, что она имеет святую, помогающую в бою жабу, и если подержать ее в руках - на тебя падет благословление всех светлых сил. И при этом настолько успешно проходила проверки на харизму, что все в округе ей действительно верили и начинали попадать гораздо чаще, уверившись в том, что теперь то Свет их направит.
7. Возможность попробовать себя в другой роли
Подобные упражнения в той же педагогике часто используются для развитии коммуникации любого человека используя до смешного простой метод. Мы наделяем его как-бы другой личностью в рамках игры, говорим что он теперь Васька и очень любит рассказывать анекдоты. Если человек у нас по натуре стеснительный, и имеет проблемы с коммуникацией, ему гораздо проще начать диалог с другим человеком в рамках игры, где этот человек как бы на самом деле вообще не он, а Васька. Мы дистанцируемся от своего я, принимая простые правила. А вместе с этим дистанцируемся и от вещей, которые зачастую нас ограничивают.
И НРИ в этом плане развивает концепт просто до максимума. Вы можете быть тупым варваром, потому что устали от постоянной мозговой работы или, наоборот, повышенной ответственности. Такое не редкость, и вы не хотите брать на себя роль лидера группы, даже если и имеете отличные навыки коммуникации или лидерские качества. Нет. Сегодня вы хотите быть варвар Грег, Грег стукать все что говорить или шевелиться, а что не шевелиться, Грег шевелить и стукать. При этом Грег вполне может вырубить местный староста, испорожниться в его фикус и украсть жена. Остальная группа рада не будет, но сегодня Грег все равно. Грег стукать.
Это, конечно, максимально утрированный пример. Но он работает. А так же работает и в обратную сторону. Тем более, здесь есть тонкий психологический подтекст. Игра, все таки, зачастую подразумевает победу в ней, особенно если она не соревновательная. Поэтому нам гораздо проще примерить роль рыцаря в сияющих доспехах именно в НРИ - мы понимаем, что у наших действий есть четкий прогресс, и победа или неудача - зависит по сути, только от нас. Настоящий же мир, хоть и схож, очень часто зависит от внешних факторов, если говорить просто - прогресс в нем не является гарантированным, в зависимости от игры. Именно этот факт позволяет по настоящему расслабиться и отдохнуть в роли... да в любой роли на ваш выбор. В этом то и вся прелесть.
8. Максимальная реиграбельность
Многие настольные игры, даже самые отличные, со временем становятся максимально изученными. Даже таже "Монополия" как пример, может надоесть - да, соревноваться с друзьями весело всегда, но поле уже заучено, и играть можно почти вслепую... хочется чего-то нового.
В НРИ даже играя на протяжении двух лет примерно одной компанией, (это реалное наблюдение, а не взятые с потолка цифры) вы все еще открываете для себя что-то новое. Каждое новое приключение вам создает мастер, и реиграбельность ограничена его фантазией. А людская фантазия по настоящему безгранична, если очень захотеть. Да и всегда можно создать новых персонажей, или, банально, самому попробовать стать мастером игры и придумать уже свое приключение.
9. Еще один повод собраться с друзьями
В целом, многим конечно и повод никакой не нужен. Однако разделить свое новое приключение именно с близкими тебе людьми естественно хочется сильнее. И если вы все подсаживаетесь на это - обратной дороги нет. Когда я написал свою собственную НРИ и подсадил на нее большинство своих друзей (чему, кстати, был очень удивлен), собираться поиграть мы стали гораздо чаще. Игре скоро два года от роду. Мы до сих пор 70-80 процентов наших встреч играем в Сумрак. И останавливаться вообще никто не собирается.
10. Вы сами создаете шедевральные истории - и никто другой.
Все вышеописанное по большей части меркнет перед этим пунктом. Вы с первой вашей игры создаете что-то невероятное. Смешное, драмматическое, философское, глубокое... неважно. Это, опять таки, уже зависит от вас. Но если вы действительно постараетесь вжиться в своего персонажа и вписать свой след в историю - у вас это получится. И скорее всего получится настолько хорошо, что у вас потом еще будет множество тем для разговора с теми, кто разбирается в НРИ, и не только. Иногда, игроки создают настолько полноценные сценарии, что их просто бери да в книгу оформляй. Чем я кстати, сейчас и занимаюсь :D
С момента, когда вы создаете вашего персонажа и Мастер игры описывает вашу первую локацию, этот мир уже Ваш. Да, вы делите его с другими игроками. Но это не мешает вам в любой момент сыграть ведущую скрипку и изменить его так, как хочется именно вам. И ради этого невероятного чувства - я искренне советую вам попробовать любую из НРИ.
Как вариант, могу порекомендовать свою собственную! Пара постов о ее создании уже есть на канале, скоро я выложу еще больше информации на эту тему. Поэтому если вы заинтересовались после прочтения - не забудьте подписаться на канал и ознакомиться с другими материалами! Например, с этой подборкой: