История Иоанно-Предтеченского монастыря насчитывает шесть веков и напоминает толстенный потрëпанный фолиант, каждая страница которого может стать повестью или рассказом. Жаль, некоторые листы нельзя восстановить. Жаль, некоторые листы нельзя вырвать...
После 1917-го: в огне лихолетья
(Продолжение. Начало здесь.) Новая жизнь древнего монастыря продлилась чуть меньше сорока лет. В 1918 году Ивановская обитель была закрыта. Первой в Москве. К этому времени в монастыре проживало свыше 300 человек.
В том же году здесь был устроен концлагерь "особого значения" - один из первых в городе (всего их будет создано одиннадцать).
Из постановления Совнаркома РСФСР "О красном терроре": "необходимо обеспечить Советскую Республику от классовых врагов путём изолирования их в концентрационных лагерях..." (5 сентября 1918 г.)
В Ивановский особый концентрационный лагерь принудительного труда помещались "наиболее серьëзные категории заключëнных": бывшие дворяне и офицеры царской армии, участники "кронштадтского мятежа". Позже контингент значительно расширился. Одновременно здесь могло содержаться до 400 человек. Немногим удавалось вырваться отсюда. "Мрачные стены - мрачные дела": так говорили об Ивановской обители ещё в XVII - XVIII веках, но настоящий Мрак пришёл сюда после революции.
Страдали не только люди, но и монастырские стены. Уже через пять лет некогда ухоженная территория обители представляла собой жалкое зрелище. Многие постройки находились в аварийном состоянии, водопровод был разрушен, а внутренний двор усеян битым стеклом.
Удивительно, но вплоть до 1926 года на территории монастыря оставались монахини, а собор и Елизаветинская церковь продолжали действовать. Как ни странно, но здесь сыграл свою роль коммерческий вопрос: все насельницы были заняты шитьëм обмундирования для Красной Армии (так же, как ранее для царской).
Конечно, с каждым годом жить в бывшем монастыре становилось всё труднее. С окончанием Гражданской войны закончилась и работа монахинь по пошиву военного обмундирования. Взялись простëгивать одеяла. К 1926-му здесь оставалось уже 110 монахинь и послушниц. Всё больше помещений переходило в ведение Ивановского Исправдома - так с 1922 года стал называться лагерь.
"...сколько пришлось претерпеть монахиням в эти последние послереволюционные годы существования обители - с уголовниками, грубой охраной и расстрелами, которые, возможно, производились в глубоких подвалах под собором". (А.Л. Баталов)
А в 1927 году здесь появилось Экспериментально-пенитенциарное отделение государственного института по изучению преступности и преступника. Мéста для бывших обитателей Ивановского монастыря не осталось. Они мешали серьëзной работе серьёзного учреждения. Священники и монахини были изгнаны.
К огромному сожалению, изгнанием дело не ограничилось. Отца Алексия - бывшего диакона Ивановского монастыря - приговорили к расстрелу «за контрреволюционную агитацию». Другой священник погиб в лагере. Последняя настоятельница матушка Епифания с монахинями и послушницами переселилась под Москву. С 1898 года на станции Марк (ныне Савёловской железной дороги) находилось хуторское хозяйство Ивановского монастыря. Но и там покоя не дали: эта земля перешла местному колхозу. Община жила случайными заработками. В 1931 году все монахини и послушницы Ивановского хутора были арестованы и приговорены к ссылке в Казахстан, сроком от трёх до пяти лет. Вот тогда Иоанно-Предтеченский монастырь был закрыт, казалось, уже окончательно...
Долгий путь Домой
Но вернëмся к стенам бывшей обители. Ещё до войны здесь появилась заочная юридическая школа НКВД. Отсюда летом 1941-го уходили в тыл врага диверсионно-разведывательные подразделения Истребительного мотострелкового полка УНКВД, сюда же они возвращались из спецкомандировок.
После Великой Отечественной бывшая обитель продолжала выполнять задачи места заключения. В 1947 году здесь находилось одно из отделений ГУЛАГа, позже сюда поселили военнопленных.
И в конце 1980-х большая часть территории монастыря находилась в ведении МВД. Здесь же работала швейная фабрика, располагались жилые квартиры. Святые врата оставались замурованными, во дворе-атриуме перед входом в собор построили спортзал и сауну с бассейном. Рядом, под южными стенами храма, долгие годы находился тир. В 1918 - 1920-х в нëм стреляли по живым мишеням. В самом соборе располагался архив МВД, в больничном корпусе - службы теплосети, а в домовой церкви, разделëнной на этажи, появились душ и туалет для рабочих. Повсюду царили запустение и разруха.
Возрождение Иоанно-Предтеченского монастыря началось в 1992-м. Постепенно обитель оживала. Всё возвращалось на круги своя. Эти стены многое повидали, но никакие мрачные времена не могли полностью уничтожить монастырь - каждый раз он вновь воскресал. И в толстенном потрëпанном фолианте с невероятной историей Ивановской обители возникали новые страницы...
Послесловие
Московский Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь был открыт 11 августа 2000 года. По состоянию на 2022 год реставрационные работы продолжаются, часть обители всё ещё принадлежит Юридическому институту МВД.