Транспортная прокуратура начала проверку после публикации видео о загрязнении бухты Золотой Рог. На кадрах — грязевые пятна на льдинах в акватории. Автор видео предположил, что это угольная пыль, которую ветром принесло из терминала. Портовики опровергли причастность к загрязнению и пригласили журналистов с общественниками лично побывать на причале.
О том, насколько чист сейчас лед и как соблюдают экологические стандарты в порту, репортаж Виктории Шандыбиной.
Лед — не газон, за ночь краской «для вида» не покрасишь. Специалисты Владивостокского морского торгового порта, не скрывая, показывают журналистам и общественникам все уголки «угольного» терминала. И белоснежный лед у причала. Просочиться пыли здесь не дают.
Елена Рябоконь, начальник отдела промышленной экологии службы производственной безопасности ПАО «ВМТП»: «Все склады у нас ограждены ветрозащитными экранами, которые не дают возможности пыли проникать за территорию склада. В процессе погрузо-разгрузочных работ мы ведем орошение наших складов».
Ежедневно специалисты порта проверяют уровень чистоты воды и воздуха. Мониторинг ведут и сторонние эксперты. Показатели в норме — за последний год ни одного нарушения. А вот заграждений все больше. План по защитным мерам перевыполняют.
Елена Рябоконь, начальник отдела промышленной экологии службы производственной безопасности ПАО «ВМТП»: «В зимний период преобладают северные ветра, для того, чтобы предотвратить какое-либо задувание со штабелей, когда очень сильный ветер, мы сделали дополнительные экраны, которые предотвращают попадание каких-либо пылинок в акваторию».
Проверяет соблюдение экологических норм и депутат законодательного собрания края Надежда Телелюева. Голос жителей Эгершельда устроила портовикам «допрос» с пристрастием. Специалисты говорят, что черный след на видео в соцсетях, угольный или же масляный, мог появиться на льду по вине другого порта или мимо проходящего судна. Нарушителя должны установить компетентные органы.
Надежда Телелюева, депутат Законодательного собрания Приморского края: «Мы видим белые льды, без примеси угольной пыли. Хотя мы понимаем, что угольная пыль — это естественный процесс при погрузке. Вопрос в количестве и превышении нормативов. На текущий момент, таких картин, как на видео, здесь не наблюдается».
Постепенно ВМТП уменьшает объемы перевалки сухого топлива, а вскоре и вовсе от него откажется. Закрыть склады одним днем не могут. Объемы надо заместить контейнерами, чтобы сохранить рабочие места.
Никита Томилин, директор по коммуникациям ПАО «ВМТП»: «ВМТП — очень социальное предприятие. У нас работает много сотрудников, которые получают достаточное количество социальных гарантий. Поэтому, для того, чтобы отказаться от угля. В пользу контейнеров, нам необходимо, чтобы у всех сотрудников была работа, были объемы контейнеров, которые мы могли обслуживать».
Еще в сентябре ВМТП обрабатывал 5,5 контейнерных поездов в сутки, сейчас - семь и больше, через пару месяцев цифра вырастет до восьми. А к 2025 году планируют принимать 10 составов каждый день. С такими показателями порт сможет безболезненно закрыть перевалку.