Найти тему
Mаксим Xусаинов

Сортавала - паровозный центр России

Паровой локомотив "Рускеальского экспресса" отправляется с железнодорожной станции Сортавала
Паровой локомотив "Рускеальского экспресса" отправляется с железнодорожной станции Сортавала

Провозы своеобразные машины времени. И ещё, самые одушествлённые механизмы. И это не метафора. Паровоз находится под парами круглые сутки и в течении довольно продолжительного времени.

Ночью находясь рядом с паровозом под парами ощущаешь рядом практически живое существо: окутанный струйками периодически выходящего пара он работает как бы тихо дышит, сопит во сне.

Паровоз типа Эр 774-38 построен в 1955 году на Локомотиво-машиностроительнои заводе MÁVAG,  Венгерская народная республика,  Будапешт
Паровоз типа Эр 774-38 построен в 1955 году на Локомотиво-машиностроительнои заводе MÁVAG, Венгерская народная республика, Будапешт
-3

Но стоит машинисту немного приоткрыть регулятор подачи пара в цилиндры и спящий гигант приходит в движение. Плавно и фактически бесшумно. Это поражает. Ведь начало движения паровоза обычно ассоциируется с шумом.

-4

Вообще паровоз, почему он так похож на живое существо, издает большое количество уникальных звуков - паровой сигнал, слышный за десятки километров, стук работы криво-шатунного механизма и штоков в цилиндрах. Всё это с разным тоном и частотой в зависимости от нагрузки и скорости локомотива.

Паровоз типа 1-5-0, Л-3114 построен в 1953 году
Паровоз типа 1-5-0, Л-3114 построен в 1953 году

И именно видя на ходу паровой локомотив, особенно когда он и идёт в гору, становиться понятным выражение паровозная тяга. Мощь - фантастическая!

Рускеальский экспресс, который бодро тянет паровоз  ЭУ683-32 выпущенный в ... 1928 году. В 95 лет на уверенном ходу.
Рускеальский экспресс, который бодро тянет паровоз ЭУ683-32 выпущенный в ... 1928 году. В 95 лет на уверенном ходу.

Все паровозы сейчас действующие в России настоящие долгожители - самым возрастным почти сто лет. И при этом это абсолютно работоспособные механизмы.

На заднем плане гора Хернямяки с установленным на ней артиллерийским орудием - памятником в честь 25-летия освобождения Карелии от немецко-фашистских захватчиков.
На заднем плане гора Хернямяки с установленным на ней артиллерийским орудием - памятником в честь 25-летия освобождения Карелии от немецко-фашистских захватчиков.

Маршрут Сортавала-Рускеала проходящий среди карельских скал и озёр очень красив и живописен.

Часть из них уже уникальны. История развивается быстро, регион активно окультуривается под индустрию туризма - прежние, пасторальные, пейзажи местами уже исчезли.

Этого пейзаж уже изменился - теперь на насыпи со стороны озера Ляппяярви установлена платформа в ретро-стиле.
Этого пейзаж уже изменился - теперь на насыпи со стороны озера Ляппяярви установлена платформа в ретро-стиле.

Но на перегонах в тиши карельской тайги ещё много живописных мест.

Паровоз Л-3114 построен в 1951 году на Ворошиловоградском завод имени Октябрьской революции
Паровоз Л-3114 построен в 1951 году на Ворошиловоградском завод имени Октябрьской революции
Паровоз типа 1-5-0,  Л-3114 построен в 1953 году на Коломенском паровозостроительном заводе
Паровоз типа 1-5-0, Л-3114 построен в 1953 году на Коломенском паровозостроительном заводе

К праздникам, например таким как День Победы, паровозы украшают в соответствующей декорацией.

Паровоз типа 1-5-0,  Л-3114 построен в 1954 году на Коломенском паровозостроительном заводе
Паровоз типа 1-5-0, Л-3114 построен в 1954 году на Коломенском паровозостроительном заводе

Железнодорожные переезды с световым и техническим оборудованием прежних времён тоже являются уникальными деталями и прекрасно дополняют фотографии паровых локомотивов. Многие из них ещё помнят паровозы на регулярном движении.

-12

На станциях, помимо паровозов, можно увидеть уже редкие, уходящие в историю, дизельные локомотивы.

Вот какой лазурный тепловоз составил компанию этому паровозу ЭУ683-32 на этой фотографии.
Вот какой лазурный тепловоз составил компанию этому паровозу ЭУ683-32 на этой фотографии.