Найти тему
Майя про IP

Ключевые слова

Можно ли использовать чужие товарные знаки в качестве ключевых слов в Яндекс-директ, Google.Adwords и т.д.?

Речь о запросе, который пользователь забивает в поисковой строке. В результате поисковик выдаёт наиболее релевантные сайты, в том числе с пометкой «реклама». При этом не обязательно, что спорное обозначение будет фигурировать в самом объявлении.

Единства в практике не наблюдается по сей день. Ниже различные мотивировки на тему.

Не нарушение

1️. Как разъяснено в п. 172 Постановления № 10, использование рекламодателем при размещении контекстной рекламы в качестве критерия для показа рекламного объявления ключевых слов, тождественных или сходных до степени смешения с принадлежащим другому лицу средством индивидуализации, с учетом цели такого использования может быть признано актом недобросовестной конкуренции.

Для взыскания же компенсации по правилам ст. 1515 ГК РФ должно быть установлено нарушение исключительного права на товарный знак в смысле ст. 1484 ГК РФ. Между тем из содержания ст. 1484 ГК РФ соответствующий способ использования товарного знака не усматривается (
постановление СИП от 07.04.2021 № С01-1860/2020 по делу № А56-110340/2019).

2️. По мнению суда апелляционной инстанции, данный вывод обусловлен тем, что указание такого обозначения в поисковой системе в сети Интернет в качестве ключевого слова не индивидуализирует какие-либо товары или самого рекламодателя и не создает возможности смешения товаров истца с товарами рекламодателя (
постановление СИП от 25.04.2019 № С01-310/2019 по делу № А40-167611/2018).


⛔️
Нарушение

1️. Как правильно установил суд 1 инстанции, в рассматриваемом случае указание в рекламном объявлении в составе ключевых слов при выборе функции «динамическая вставка ключевых слов» является использованием товарного знака в виде предложения о продаже товаров, объявления, рекламы, а также способом адресации и преследует цель привлечения потребителей, которые в поиске задают конкретную планируемую к приобретению продукцию (товары определенного изготовителя). При этом намеренное указание в качестве ключевого слова товарного знака предполагает и предопределяет его отображение в рекламном объявлении (фактически "конструирует" (создает) предлагаемую к распространению рекламу), что подпадает под понятие использование права на товарный знак (ст. 1484 ГК РФ) и, соответственно, приводит к нарушению исключительных прав истца (
постановление СИП от 02.12.2019 № С01-1161/2019 по делу № А62-7909/2018).

2️. Речь о нарушении права истца путем использования спорного товарного знака в качестве одного из способов адресации, получения доступа к сайтам ответчика, чем пользователи сети Интернет вводились в заблуждение (
постановление СИП от 21.04.2021 № С01-1140/2019 по делу № А40-147213/2018).

Классический пример того, когда исход непредсказуем, но бороться за свою версию стоит 😉