Найти тему
Безнадёжный романтик

Почему самые умные дети перестают быть таковыми. Важная ошибка в развитии

Когда ребёнок подрастает, перед родителями появляется задача: куда отдать ребёнка, чтобы его развить… Подготовить к школе, как надо.

«В шахматы играют умные дети. И это так сложно. И после шахмат все становятся умными. И потом таких детям всё даётся легче.»

Но в шахматах ли дело? 

Почему даётся легче?

Ребёнка с самого детства надо готовить к серьёзному усидчивому труду, который невозможен без напряжения мысли: нужно постепенно прививать детям навыки напряжённого, творческого умственного труда. 

Это не просто заниматься изо дня в день. А постепенно усложнять занятия, повышать уровень сложности. Создавать препятствия, заставлять работать «шестерёнки» в голове ребёнка.

Ребёнок должен уметь отвлекаться от всего окружающего в данный момент, чтобы умственные усилия направить на достижение цели, поставленной самим собой. Нужно, чтобы дети привыкали к такой сосредоточенности. Задача, как учителей, так и родителей, научить детей преодолевать трудности, как в физическом, так и интеллектуальном труде. 

Потому спортсменам легче, потому и многим шахматистам проще. Им не дают расслабиться, их мозг постоянно упражняется. 

Дети должны понять самую сущность интеллектуального труда - это напряжение умственных усилий, проникновение в разнообразные тонкости и сложности, детали, факты, явления.

Самое сложное - заставить ребёнка думать. 

  • Если ты справляешься с заданиями, тебе дают ещё сложнее.

Нельзя допускать, чтобы ребёнку все давалось легко. Он должен знать, что такое трудности. 

Наряду с процессом овладения знаниями воспитывается культура и самодисциплина умственного труда.

Воспитание воли начинается с мысленной постановки цели перед самим собой, сосредоточения умственных сил, осмысливания и самоконтроля.

Дети именно в умственном труде должны почувствовать, что такое трудно.

Если ребёнку в учении всё даётся легко, у него воспитывается постепенно лень мысли,  которая развращает человека, формирует у него легкомысленное отношение к жизни. 

Лень мысли развивается обычно у способных детей, если процесс учения не открывает перед ними посильных трудностей. 

В старших классах я перешла в городскую школу, где были собраны дети, в основном, из деревенских школ. Все эти дети - были отличниками в своих школах, среди своих одноклассников. Там они были звёздами. Учиться им было легко, они не прилагали усилий. Но, когда приехали в городскую школу, им стало не сладко. Учительница говорила, что это явление называется «синдромом отличника».

И вот, что самое важное, для молодых родителей, которые готовят дошкольников к школе:

Чаще всего лень мысли развивается в младших классах, когда способный ребёнок, овладев тем, что для других детей связано с определённым напряжением умственных усилий, по существу, бездельничает.

То есть мы подготовили ребёнка к школе, он умеет читать и даже писать, и отдаём его туда, где будут учить этому же других детей. Ребёнок поймёт, что он уже это знает, и не будет прилагать новых усилий.

Я за раннюю подготовку, но нельзя снижать планку подготовки, когда ребёнок пойдёт в первый класс.

Необязательно отдавать ребёнка в шахматы, важно создать идеальную среду для развития ребёнка, в которой он будет полноценно заниматься физическим, умственных, эмоциональным, творческим трудом, постоянно совершенствуясь в своих навыках и умениях.