Когда ребёнок подрастает, перед родителями появляется задача: куда отдать ребёнка, чтобы его развить… Подготовить к школе, как надо.
«В шахматы играют умные дети. И это так сложно. И после шахмат все становятся умными. И потом таких детям всё даётся легче.»
Но в шахматах ли дело?
Почему даётся легче?
Ребёнка с самого детства надо готовить к серьёзному усидчивому труду, который невозможен без напряжения мысли: нужно постепенно прививать детям навыки напряжённого, творческого умственного труда.
Это не просто заниматься изо дня в день. А постепенно усложнять занятия, повышать уровень сложности. Создавать препятствия, заставлять работать «шестерёнки» в голове ребёнка.
Ребёнок должен уметь отвлекаться от всего окружающего в данный момент, чтобы умственные усилия направить на достижение цели, поставленной самим собой. Нужно, чтобы дети привыкали к такой сосредоточенности. Задача, как учителей, так и родителей, научить детей преодолевать трудности, как в физическом, так и интеллектуальном труде.
Потому спортсменам легче, потому и многим шахматистам проще. Им не дают расслабиться, их мозг постоянно упражняется.
Дети должны понять самую сущность интеллектуального труда - это напряжение умственных усилий, проникновение в разнообразные тонкости и сложности, детали, факты, явления.
Самое сложное - заставить ребёнка думать.
- Если ты справляешься с заданиями, тебе дают ещё сложнее.
Нельзя допускать, чтобы ребёнку все давалось легко. Он должен знать, что такое трудности.
Наряду с процессом овладения знаниями воспитывается культура и самодисциплина умственного труда.
Воспитание воли начинается с мысленной постановки цели перед самим собой, сосредоточения умственных сил, осмысливания и самоконтроля.
Дети именно в умственном труде должны почувствовать, что такое трудно.
Если ребёнку в учении всё даётся легко, у него воспитывается постепенно лень мысли, которая развращает человека, формирует у него легкомысленное отношение к жизни.
Лень мысли развивается обычно у способных детей, если процесс учения не открывает перед ними посильных трудностей.
В старших классах я перешла в городскую школу, где были собраны дети, в основном, из деревенских школ. Все эти дети - были отличниками в своих школах, среди своих одноклассников. Там они были звёздами. Учиться им было легко, они не прилагали усилий. Но, когда приехали в городскую школу, им стало не сладко. Учительница говорила, что это явление называется «синдромом отличника».
И вот, что самое важное, для молодых родителей, которые готовят дошкольников к школе:
Чаще всего лень мысли развивается в младших классах, когда способный ребёнок, овладев тем, что для других детей связано с определённым напряжением умственных усилий, по существу, бездельничает.
То есть мы подготовили ребёнка к школе, он умеет читать и даже писать, и отдаём его туда, где будут учить этому же других детей. Ребёнок поймёт, что он уже это знает, и не будет прилагать новых усилий.
Я за раннюю подготовку, но нельзя снижать планку подготовки, когда ребёнок пойдёт в первый класс.
Необязательно отдавать ребёнка в шахматы, важно создать идеальную среду для развития ребёнка, в которой он будет полноценно заниматься физическим, умственных, эмоциональным, творческим трудом, постоянно совершенствуясь в своих навыках и умениях.