ЕНА́КИЕВО - новый город на западе России в Донецкой Народной Республике. Конечно, он "новый" только в контексте недавнего октябрьского вхождения в состав РФ.
Первые постоянные поселения на территории современного города появились ещё в 1783 году: сёла Раздольское (теперь посёлок Раздоловка в черте города) и Софиевка (Карло-Марксово).
В 1858 году был открыт Софиевский каменноугольный рудник. Тогда же поблизости от сёл началось строительство казённого опытного чугуноплавильного Петровского завода (назван в честь российского императора Петра I). На нём впервые испытывали выплавку чугуна из местных руд на коксующемся угле. В 1866 году на заводе впервые в России был получен такой чугун, но предприятие закрыли.
В 1895 году инженерами Ф.Е. Енакиевым, Б.А. Яловецким и несколькими бельгийскими предпринимателями учреждено Русско-бельгийское металлургическое общество, которое к 1897 году построило вокруг села Фёдоровки новый Петровский чугуноделательный завод.
В конце XIX века на нём работали 2 665 человек. Около завода открылись каменноугольные рудники. Вокруг предприятий сложились посёлки, которые в 1898 году объединены в один, названный по имени основателя Русско-бельгийского общества Енакиево (название происходит от имени инженера-путейца Ф. Е. Енакиева).
В 1925 г. Енакиево получил статус города. В советское время его название изменялось на Рыково и Орджоникидзе, а в 1944 г. было возвращено историческое имя – Енакиево.
Енакиево. Сейчас
Енакиево – город республиканского подчинения, расположенный в 55 км к северо-востоку от Донецка и в 30 км южнее города Горловка. Таким образом, он находится в относительном тылу, хотя о спокойной жизни там говорить не приходится.
Тем не менее Енакиево живёт и работает. А работать там умеют, ведь город имеет славу крупного центра металлургии, химического и механического производства.
По данным Администрации Енакиево, его население составляет 120 тысяч человек. По неофициальной информации, всё-таки многие переехали, и население города сократилось до 80 тысяч жителей. Тем не менее, численность и задачи были и остаются серьёзные.А для их обеспечения нужен общественный транспорт.
Енакиевский трамвай
Города Донбасса характерны тем, что почти каждый крупный населенный пункт здесь еще с Советских времён был оснащён трамвайным движением.
Такие приоритеты - чтобы люди производства этого промышленного края были мобильны, обслуживаясь современным экологичным транспортом. Что можно назвать такой малой компенсацией за пыльный, тяжёлый труд.
Енакиевский трамвай был открыт 24 мая 1932 года. В период Великой Отечественной войны система получила серьезные повреждения, но уже в конце 1943 года началось стремительное восстановление и строительство новых линий и инфраструктуры. Свой окончательный облик трамвайная система Енакиево приобрела к началу 70ых, который был дополнен лишь последней линией в 1992 году.
Конец 90ых и начало 2000ых городу удалось, в отличии от других постсоветских, пережить без особых потерь в путевом и инфраструктурном плане. Более того, кое что даже не плохо ремонтировали. Да, подвижной состав старел, но благодаря хорошему поддержанию он сохранился не плохо.
По состоянию на окончание 2022 года, имеется 3 маршрута, 32,7 км путей и 16 (9 в эксплуатации) вагонов.
Подвижной состав
Конечно, главным трамваем города долгие годы являлся легендарный 71-605 (КТМ-5М3), вагоны которого массово поступили к 1976 году в количестве 55 штук. Они верно служили до последнего, отработав добрые полвека.
Позже, в 1990-ом поступили вагоны модели 71-605А, один из них до сих пор в эксплуатации.
КТМы - это как такой тёплый привет из далекого городка Усть-Катав (Челябинской области). Привет от Уральских промышленников-добытчиков в адрес Донецких. Символично, что через эпохи данный курс продолжен и в Енакиево приходят новые вагоны из Усть-Катава.
71-623 - 3 вагона поступили в 2012 году. Говорят, что к поставкам новых трамваев тогда лично поспособствовал действующий в то время президент Виктор Янукович, который родом был как раз с Енакиево.
И вот самое новое, это уже поставки от современной России. 10 трамваев "623" модернизированной модели прибыло с августа по декабрь 2022 года. Они приехали уже в российский город из Санкт-Петербурга после 5-7 лет эксплуатации, что говорит о их подростковом возрасте в человеческом переводе.
В СПБ идёт масштабная программа замены подвижного состава. 623ие же в новый вектор развития культурной столицы не вписались, а вот в Енакиево они очень даже к месту.
На Донбассе новые трамваи тихонько обживаются, конечно, не без проблем. Но надо отметить, что Усть-катавские вагоны смотрятся на улицах Енакиево очень живописно и атмосферно. В городе преобладают частные дома, много массивных промышленных зон - это всё создает чрезвычайно интересный антураж с прикладным значением.