И все-таки питерская тема не отпускает. Но сегодня не о Санкт-Петербурге, а больше о Кронштадте и его фортах.
С самого основания Северной столицы было понятно, что расположение на берегу Финского залива несет в себе не только определенную выгоду, но и очевидную опасность. Город, выросший у самых пределов государства, был уязвим с моря, а продолжающаяся в то время война со Швецией делала эту угрозу более чем реальной.
Остров Кроншлот как нельзя лучше подходил для размещения крепости, защищающей Петербург со стороны Балтики, и первые форты возникли именно там. Кроме того, для строительства новых укреплений использовали небольшие островки, расположенные рядом, что давало возможность более-менее контролировать фарватер.
Но все эти крепости оказались со временем не слишком эффективны, к тому же весьма неустойчивы к воздействию стихии – во время грандиозного наводнения 1824 они были буквально смыты «в ноль» вместе с застигнутыми врасплох гарнизонами. Спустя годы, в эпоху Крымской войны, когда после долгого перерыва враг реально грозил Петербургу, английский флот не рискнул подойти к столице вовсе не из-за восстановленных вроде бы батарей, а благодаря грамотно организованным минным полям.
Поэтому за форты всерьез взялись сразу после войны. Был приглашен знаменитый Тотлебен, и оба фарватера, Южный и Северный, были надежно прикрыты непрерывной цепочкой крепостей и батарей, вооруженных по последнему слову артиллерийского искусства. Процесс совершенствования системы укреплений продолжался до начала 20-го века. Впрочем, не все форты имели военное назначение. Так, в знаменитом «Александре I», русском «Форте Байяр», проводилась самоотверженная работа микробиологов по производству вакцины от чумы.
В годы Великой Отечественной войны форты приняли активное участие в обороне Ленинграда – благодаря Кронштадту немцы не сумели подойти к городу с моря. После окончания сражений большинство защитных сооружений осталось в распоряжении военных. Это, в конечном итоге, не способствовало их сохранности с исторической точки зрения – многое было сломано или перестроено. В 90-е годы прошлого века почти все форты оказались заброшены и подверглись разграблению. Строительство дамбы, при котором активно использовались близлежащие островки, тоже нанесло весьма серьезный урон сооружениям.
Сейчас ситуация с кронштадтскими фортами непростая. Какие-то пытаются восстанавливать и использовать как музеи, например «Константин», какие-то пребывают в плачевном состоянии или утеряны навсегда. Возможно, свою лепту в их сохранение внесет проект «Кронштадт – остров фортов». Хотелось бы надеяться.
И еще один момент. Вся эта грандиозная фортификационная система навевает ассоциацию с фортами Кенигсберга. И не даром – ведь именно этим городом вдохновлялся царь Петр, задумывая свое детище в устье Невы. Правда, Кенигсберг – все-таки сухопутная крепость, ведь фарватер в заливе узкий и длинный, туда большой флот зайти не сможет.
Хотите узнать об истории аэропорта Кольцово в Екатеринбурге ?
Хотите узнать все о наших путешествиях в Париж и на Канары, в Чехию и Германию, в Австрию, Словакию и Венгрию, в Тунис, на Кипр, в Италию , в Испанию , в Эстонию , а также по России - читайте и подписывайтесь на канал "Странствия дилетантов " . <--Кликать сюда