Найти тему
Ок, МГУгл - РКИ

О русских сказках и добром сказочнике (2)

Оглавление

Илья Карпенко

(ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛОЗДЕСЬ!!!)

Я вам уже не раз рассказывал о нашем добром сказочнике – Владимире Дронове. Он – автор многочисленных учебников, пособий, словарей для детей соотечественников за рубежом. По его книжкам учатся, как учить своих и чужих детей, мамы и учителя, без преувеличения сказать, по всему миру!
Владимир Васильевич – автор курса
«И мы сохраним тебя, русская речь!» в нашем Учебном центре русского языка МГУ. Но знают и любят его коллеги и ученики в разных странах не только за это!

-2

«СКАЗКИНА ШКОЛА»

Владимир Васильевич показывает мне ещё «тёплое», только из типографии издание:

— Это книжечка, которую мы с Анатолием Тряпельниковым написали и которая вышла совсем недавно, в канун Нового года.
Это очередная книжечка нашей серии «Сказкина школа РУДН». В этой серии она уже восьмая по счёту, а называется «Времена года».
-3

Любая сказка для Дронова – это не просто развлечение или «отвлечение» для детей. Конечно, он признаёт важность потаённого смысла сказки, о котором писал А.С. Пушкин в последних строках своей «Сказки о золотом петушке» (1834). И слова которого украшают все восемь выпусков «Сказкиной школы» Дронова и Ко:
Сказка – ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок
*).

-4

Кроме того, Владимир Васильевич ценит и тот огромный потенциал, который используют наши милые сказочницы из МГУ-Центра – авторы курсов для детей, преподаватели и методисты, о которых я писал в предыдущих статьях (СМ. ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ). То есть освоение новой лексики, обучение говорению, развитие речи ребёнка.

— Сама серия «Сказкина школа» – это возвращение педагогической классики в учебный процесс преподавания русского языка, а точнее, русской речи!
Но мне нравится и модерн наших молодых коллег из МГУ-Центра. Правда, цели у нас разные, и это хорошо.
-5

В серии «Сказкина школа» вышли пособия по работе со сказками «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Лиса, Заяц и Петух» и др. Дронов объясняет, что в своей концепции обучения детишек русскому языку на основе сказок они сознательно избегают того, чем грешат сегодня многие методики и учебники, а именно: «развлекухи»!

— Мы в своих пособиях стараемся уйти от «потешающей педагогики» (К.Г. Ушинский), которой грешат современные пособия для детей. Этим объясняется во многом наше обращение к классике.

Это действительно так. В пособиях Дронова «и Ко» не встретишь сказок или их «интертрепаций» наподобие тех, о которых я писал совсем недавно («Неновогодняя сказка»). В их обойме – сказки или самих классиков, или в пересказе классиков: Пушкина, Льва Толстого, Ушинского, Даля и др.

-6

В последнем сборнике этой серии «Времена года» собраны сказки русских писателей – Владимира Даля, Константина Ушинского, Владимира Сутеева, которые посвящены состояниям природы и погоды России в различные времена года. Они хорошо формируют словарный запас учащихся. Есть в книжке и специальные «зимние, весенние, летние, осенние слова», целенаправленно подобранные и именно этим темам посвящённые.

-7

Владимир Дронов так обосновывает важность этой темы:

— Ведь современные сказки – они наднациональные. И некоторые глубинные, национальные образы теряются, потому что людям зачастую бывает трудно их понять. Языковое сознание носителей разных языков очень отличается. Наша задача – формирование образов именно русского языкового сознания.
-8

Он поясняет свою мысль:

— Откуда пошло выражение «маразм крепчал»? Не знаете? А я скажу – от нашего русского выражения «мороз крепчал».
А что такое «снег тает», «позёмка»? Иностранцам, которые снега никогда в жизни не видели, это совершенно непонятно.
Например, «девушка растаяла» – это выражение чисто русского сознания, присущего только нам, об африканке или даже китаянке так никогда не скажешь. Или выражение «наши отношения потеплели» – это невозможно представить австралийцу или латиноамериканцу.
  • *) P. S. Кстати, по поводу финальных строк «Сказки о золотом петушке». Ведь вот что интересно: именно эту безобидную на первый взгляд фразу не пропустила царская цензура, о чём с возмущением писал сам Пушкин в своём дневнике:
    «Цензура не пропустила следующие стихи в сказке моей о золотом петушке: «Царствуй, лёжа на боку» и «Сказка — ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».
    В первом издании сказки эти две «крамольные» фразы Пушкину пришлось заменить многоточиями…
-9

СКАЗКИ-КОНЦЕПТЫ

Итак, русские сказки для Дронова – это не только знакомство иностранцев с нашей народной культурой. Он убеждён, что главная цель при обучении русскому языку – формирование образов русского языкового сознания. Ну а сказки – это его, этого сознания, фундаментальная основа. Но к ним относятся не все произведения этого жанра «поголовно», а только сказки – концепты русской культуры.

— Для нашей серии «Сказкина школа» мы брали не все сказки, а сознательно выбирали только сказки-концепты, то есть сказки, которые являются ключевыми для русского языкового сознания, а также наиболее популярные в народе.
-10

Вот «рейтинг» этих сказок по концептуальности и по популярности, приведенный Владимиром Дроновым:

1. «Репка»

2. «Курочка Ряба»

3. «Теремок» и
«Петушок – золотой гребешок»

4. «Колобок»

5. «Лица, Заяц и Петух»

6. «Три медведя»

7. «Маша и Медведь».

ГЛАВНАЯ СКАЗКА

Владимир Дронов утверждает:

— Главная и первая сказка русского народа – это «Репка». Её основная идея: «ВМЕСТЕ МЫ СИЛА!» И она очень национальная. Так, европейцы, познакомившись с этой сказкой, её основную идею обычно не понимают. Мои студенты-французы, например, недоумевали: «Что, у деда лопаты не было? Надо было эту репку просто выкопать, да и всё!» Зато китайцы схватывают моментально и объясняют «русскую идею», заключённую в этой сказке: «Вместе мы – сила!» и «Дружба всё побеждает!»
-11

СОВРЕМЕННАЯ «РЕПКА»

Может быть, вы удивитесь, но я вам раскрою маленький секрет: Владимир Дронов и сам сочиняет сказки! И одну из них – очень на сегодняшний день актуальную и в хорошем смысле назидательную, он мне поведал. А я, конечно же, не могу не поделиться ею с вами! Читайте, вникайте и рассказывайте своим деткам и внучатам!

-12

Сказка «РЕПКА» от дедушки Вовы

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая! Тянул дедушка репку – не вытянул! Помогали дедушке тянуть репку и бабушка, и внучка – не вытянули. Помогали собачка Жучка и кошка – не вытянули. Прибежала на помощь мышка – и вытянули репку!
Вот что значит делать дело вместе! Вот что значит делать дело дружно! А в общем деле, а в дружной работе вместе нет ни больших, ни маленьких, нет сильных и слабых – все важны и все нужны!
Вытащили друзья репку и стали думать и гадать, что с нею делать? Думали-думали, спорили-спорили и ничего не придумали! И вдруг мышка тоненьким голоском пропищала:
— Не нужна мне репка, не ест репку кошка, не ест репку собачка Жучка. А у тебя, дедушка, и у тебя, бабушка, полный сад-огород репки маленькой, да вкусненькой! На всю зиму хватит! А вот девочка Маша уже большая стала, и нет у неё компьютера! А разве бывают большие девочки без компа?
— Не бывают! – сказал дедушка.
— Не бывают! – сказала бабушка.
И продал дедушка репку большую-пребольшую, и купили компьютер маленький, но хороший-прехорошенький.
Села Маша за компьютер. Села-присела, да так и не вставала! С кошечкой не играет, с собачкой не гуляет, с бабушкой не говорит, дедушке не помогает! Сидит тихо как мышка, есть-пить перестала. Только пальчиками тык да тык, тык да тык.
Стал дедушка внучку от компа тянуть. Тянет-потянет, оторвать не может. Позвал дедушка бабушку. Тянут-потянут, оторвать не могут! Прибежала собачка, а с нею и кошка. Тянут-потянут, оторвать не могут! Прибежала тут мышка и прыгнула на столик. Села мышка у компа, села мышка у ручки внучки и говорит:
— Иди, Машенька, отдохни, иди к дедушке, иди к бабушке, погуляй с Жучкой, поиграй с кошкой, а я теперь всегда здесь лежать буду и стану компьютерной мышкой – тебе вечной подружкой.
Улыбнулась Маша дедушке, обняла бабушку, приласкала кошку, а собачку в компьютере нарисовала. Так собачка Жучка навсегда там значком @ стала!
Обрадовался дедушка и решил посадить ещё одну репку – большую-пребольшую!
Но это уже совсем другая сказка!
-13

А сказку рассказал вам дедушка Вова Дронов в День рождения Внучки!
Добра всем! И передавайте сказку всем-всем! И дедушкам, и бабушкам, и внукам, и внучкам!

До свидания! До свидания!
Всем желаю на прощанье
Слово доброе беречь...
И до новых, новых встреч!

-14

АНЕКДОТ

Даже если не знаешь об авторстве Шарля Перро, легко догадаться, что «Красная Шапочка» – это иностранная сказка. У нас обычно с пирожками идут от бабушки, а не к ней…

ЕЩЁ ОДИН АНЕКДОТ

Послушав на ночь сказку «Волк и семеро козлят», Вовочка задал вполне резонный вопрос:
— А где всё это время был папа-козёл?

ОДЕССКИЙ АНЕКДОТ

В еврейской сказке Ребе Гуд отбирал деньги у богатых и раздавал их бедным… под небольшой процент!
-15

Друзья!
Если вам нравятся мои статьи и те беседы с коллегами, которые я размещаю в этом моём блоге на страничке Дзена , ставьте значок «нравится».
Пишите умные, добрые или критические слова в комментариях; подписывайтесь на мой блог!
Не скрою, мне это приятно. Причём даже тогда, когда вы пишете не очень приятное.
Просто это значит, что вам не безразлично то, ЧТО, О ЧЁМ и КАК я пишу.
Спасибо вам!
Я, ваш Илья