Найти в Дзене
Дачная авантюристка

Нижегородская глухая резьба для украшения деревянного дома.

Про деревянное "кружево" Нижнего Новгорода рассказала мне кружевница Галина Муравьева. Она прислала небольшой рассказ и фотографии своего дома с резьбой, сделанной ее мужем, фотографии книг, рассказывающих об этом народном промысле. Работая над статьей, я вынуждена была пополнить свои знания, а заодно пополнила и статью материалами своего фотоархива. Кроме этого Галина упомянула Русский музей, поэтому я туда и сходила, целенаправленно в отдел прикладного искусства. Так что в статье будут использованы материалы разных источников. Итак, Нижегородская глухая (домовая, корабельная, бáрочная) резьба по дереву была распространена в декоре лобовых досок, лопаток и оконных наличников в домах приволжских уездов Нижегородской губернии с середины XVIII до начала XX века. Глухая резьба ведет свое начало от украшения волжских судов, что отразилось в ее втором названии — «бáрочная резь». «Барочная резь» украшала борта, корму и нос волжских расшив (барок). В Вое
Оглавление

Про деревянное "кружево" Нижнего Новгорода рассказала мне кружевница Галина Муравьева. Она прислала небольшой рассказ и фотографии своего дома с резьбой, сделанной ее мужем, фотографии книг, рассказывающих об этом народном промысле. Работая над статьей, я вынуждена была пополнить свои знания, а заодно пополнила и статью материалами своего фотоархива. Кроме этого Галина упомянула Русский музей, поэтому я туда и сходила, целенаправленно в отдел прикладного искусства. Так что в статье будут использованы материалы разных источников.

Итак, Нижегородская глухая (домовая, корабельная, бáрочная) резьба по дереву была распространена в декоре лобовых досок, лопаток и оконных наличников в домах приволжских уездов Нижегородской губернии с середины XVIII до начала XX века. Глухая резьба ведет свое начало от украшения волжских судов, что отразилось в ее втором названии — «бáрочная резь».

-2

«Барочная резь» украшала борта, корму и нос волжских расшив (барок). В Военно-морском музее Санкт-Петребурга на стенах закреплены ростры XVIII-XIX века.

Военно-морской музей СПб
Военно-морской музей СПб

Смею предположить, не вникая глубоко в нюансы вопроса, что ростры перекликаются по технологии выполнения с «Бáрочной резью».

-4
-5

Почему нет? Однако на моделях кораблей Петровской эпохи такого количества резных украшений я не заметила.

«Бáрочная резь» характеризуется полным отсутствием прорезей на фоне, а также рисунком, идущим практически вровень с доской. С помощью нескольких закругленных долот выбирался фон и создавался рельеф. Далее «выглаживалась» поверхность рельефа и наносились мелкие детали. После окончания резной работы доска покрывалась олифой. Естественное солнечное освещение, а также специальная подставка позволяют увидеть глухую резьбу в наилучшем свете.

Поскольку мастера строили росшивы с осени до весны и с первой водой спускались на волю. Мастера в свободное время искали себе работу. Нашли. Стали строить и украшать дома. Туда же перенесли свою технику «бáрочная резь».

Для сравнения - резьба прорезная///пропильная (Ярославская обл., Ростовский район, д. Кладовицы). Она распространена практически по всему Поволжью выше Нижнего Новгорода, в том числе в Вологодской области и севернее. Если ехать от нас в Ярославль через Череповец вдоль Волги, то десятки деревень будут просто кричать "Остановись мгновенье, я прекрасно!" Увы, узкая дорога со множеством поворотов не позволяет лишний раз притормозить. В деревне, на родине моего отца, ее еще много.

Фото мое, скрин из моего слайд-шоу про деревню.
Фото мое, скрин из моего слайд-шоу про деревню.

Большая коллекция комплектов глухой резьбы с домов хранится в Русском музее. В 2017 году проходила выставка «Народное искусство Нижегородского края» и был выпущен альбом с изображением резьбы на обложке.

-7

Идя по пути этой книги, я отправилась искать то, о чем там написано. Увы! В экспозиции только один зал. И все же впечатляет. Ниже представлены его экспонаты, кроме верхних балясин. Длинные очень, не поместилась.

-8

Ставни дома Максимовых, по моему, выполнены в смешанной технике. Есть фрагменты прорезные, есть глухие, есть вообще "скульптуры".

-9
-10

Птички какие симпатичные!

-11

Сфотографировала со всех сторон.

-12
-13

На этом окне глухая резьба.

-14

Как вам слуховое окошечко? Какова крыша должна быть для таких окошечек?

-15
-16
-17

В светелках обычно девушки жили. Какие красивые окошечки для них делали!

-18
-19

Весь фронтон в полной красе! Как вам такое украшение?

-20
-21
-22
-23

Сфотографировала опять же разные кусочки.

-24
-25
-26

А пилястры какие! Смешались кони, люди, цветы, ветви...

-27
-28
-29
-30

Фрагмент корабельной доски.

-31
-32

О́хлупень, конёк, князёк — деталь крыши на традиционных деревянных русских избах, которая изготовлялась из цельного бревна.

-33

Современную глухую резьбу можно увидеть на Городце Нижегородской области. Ею украшен Город Мастеров на набережной у пристани и все желающие могут ею любоваться. Коллективом мастеров был издан альбом, в котором представлены все виды использованной резьбы.

Мой муж давно мечтал украсить наш дом глухой резьбой. Запасал материал и инструменты. И вот в течении лета 2022 года был подготовлен и установлен на место комплект для украшения фронтона (причелины, карниз и розетки) и верхнего наличника. (с крышей)

-34
-35

Композиция наличника слухового окна была собрана из разных источников, пишет Галина. Мне пришлось поработать с программой Корел Дру, чтобы собрать части в нужном масштабе.

-36

Угловая розетка. Даже уголки сделаны прекрасно.

Ну вот, теперь мы знаем еще один промысел народный в Нижегородских землях.

Очень надеюсь, что Вам было интересно!

А у меня слипаются глаза, день был такий длинный и могоплановый!

Утром подъем ранний, электричка, и в сад!

Спасибо, что полюбовались!

А вот кружева Городецкие я в Русском музее не обнаружила!

Ваша Светлана!