Найти в Дзене

Виждь и пиши. Парадоксы жанра поэтической видеоимпровизации

Виждь и пиши.

Парадоксы жанра поэтической видеоимпровизации

Я раньше думал —
книги делаются так:
пришел поэт,
легко разжал уста,
и сразу запел вдохновенный простак —
пожалуйста!

Владимир Маяковский, «Облако в штанах».

Общий или вводный парадокс

Однажды Аз обернул на себя видеокамеру смартфона и сочинил рифмованное стихотворение, оставшееся видеофайлом, страница видеоимпровизаций на Ютубе:

«И чем случайней, тем вернее…»

Сочиняю стихи на природе

Пишу стихи, и в тишине

Недавно ясно стало мне:

Стихи зовут меня, любя –

Кого? Быть может не меня,

Быть может тех, кто вне и там,

Кто жизнью с бездной пополам.

Но что же стих? Я не скажу,

Я спрашиваю, ворожу,

Записываю, и, томясь,

Я чувствую, но с кем же связь?

И с чем? Неведомо пока,

Стихи мои как облака,

Они недвижны, но плывут,

Зовут и Богу предстают

10 июля 2017 г.

Александринский парк

Этому случайно найденному долгому кадру запечатлённого экспромта предшествовала теория литературного направления вневизм, предвосхитившего видеоимпровизацию. Вневизм – взгляд изВНЕ В мир и рождение нового ИЗМерения при нашем непосредственном участии. Ещё не заронённая в материю стиха запись – это суфле, хаос, — преображаемая единой мыслью, ритмом и рифмой видеоэкспромта в целостное произведение. Жанру сопутствует ряд парадоксов, или спираль парадоксов, связанных между собой спиралевидностью «раковины муз» (В. Набоков). В кадре предстает Я иного человека, нежели Я снимающего. Этот другой имярек на глади зеркальца амальгам — проводник, Хроникёр, лирический персонаж, актёр, находящийся в диалоге с другим и другими, с читателем, с ухом мира, с прохожими, с собой прошлым и будущим, с потусторонностью, запахами, тенями и облаками «В широкошумных дубровах»:

Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом —
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.

Пушкин, «Эхо»

Это переход от одного Я в социуме к бесконечному множеству отблесков в амальгамах вечности, знаменуемых голограммой движущегося автопортрета.

Но в самом Я от глаз Не Я

Ты никуда уйти не можешь, —

Писал Иннокентий Анненский. Вопрошание героя нового жанра происходит в пограничном пространстве психологии, философии, лингвистики, кинематографа, поэзии, декламации на ходу, заметках на манжетах.

Нулевой парадокс

Преодоление временной ограниченности, – стихотворение пишется в крайне сжатый срок, но для него почти молниеносно находятся и слова, и рифма перед ясновидящим оком. Видеокамера порождает видеокарму запечатлённого и трансформированного. «Почему мысль из головы поэта выходит уже вооружённая четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами? – Так никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешней волею…», — задавался вопросом поэт Чацкий в «Египетских ночах» А. Пушкина, дивясь дару импровизатора итальянца. Стрессовое состояние импровизатора из-за цейтнота времени, нехарактерное для обычного сочинителя, пробуждает скрытые резервы.

Первый парадокс

Видеоимпровизация создаётся по иным канонам и на «ином» языке. Снимающий гораздо в меньшей степени скован обычными табу на неточную рифму, анжамбеманы, темноту или наоборот излишнюю для пишущего сразу на бумаге наивность стиля. Обретается иная свобода в тесных рамках, в свою очередь порождающая другие клише, которые также требуют преодоления. Архаика непосредственного рождения стихотворения в диалоге с силами природы, свойственная сочинителям древности, сочетается с использованием новейших технических средств. Некоторые стихотворения можно переложить на бумагу без изменений и они окажутся привычным текстом, потеряв, однако, живую интонацию, которую печатный станок Гуттенберга передать не в силах. Зачастую спонтанно рождаются неологизмы. Например, слово стихаски — на котором строится стихотворение с аллюзиями на породу хаски и на мифологических псов Актеона, преследующих сочинителя стихов, слово ацтекарь – в котором едины блоковский аптекарь и некий ацтек-целитель одновременно, слово – прощаница – от плащаницы Спасителя и его прощения свыше, слово апоколесничий – возница и глашатай Апокалипсиса, слово эфиролган — эфир умиротворения.

Второй парадокс

На пороге вдохновения поэт непроизвольно встраивается во внешний мир, ищет фон, ракурс и подразумевает, что окружающее пространство со звуками, нечаянно склоняющимися ветками, скачущей белкой, памятником в окружении резвящихся скейтбордистов, фигурками играющих в футбол людей в речном ландшафте и т.д. принимают очевидное видимое и акустическое участие, однако сюжет подсказывается из заочного мира и стихотворение оказывается посвященным миру вне осязаемого пространства. Также происходит прямо противоположное, когда приходят первые метафизические строки и поэт включает камеру, стихотворение задействует окружающий мир, вступая с ним в драматический конфликт, зафиксированный в словах, мимике и жестах. Ветер, холод и шум – враги видеоимпровизации.

Третий парадокс

В видеоимпровизации высказывается то, что обычно спрятано в подсознании и не может бытьясно выражено ни в бытовой речи — состоящей из штампов, где мы привыкли говорить и слушать о привычных вещах, ни в поэтической, требующей эстетизации конфликта, когда прорывается некая исповедь души перед зрачком видеокамеры и происходит долгожданный и неожиданный катарсис в случайно найденных словах.

Четвёртый парадокс

Невозможность иногда подобрать заключительную рифму, долгое размышление сводит стихотворение на нет, и оно повисает незаконченным, происходит боязнь банальной рифмы или чересчур парадоксальной. Рифма угадывается, мерцая и предлагая слушателю свой вариант.

Пятый парадокс

Синтез прямых смыслов и культурных аллюзий, зачастую раскрывающихся только после перенесения стихотворения на бумагу. Проступают литературные, мифологические, религиозные ассоциации на основании конкретных деталей. Шахматы любителей перерастают во вселенскую игру с вовлеченностью потусторонности, где продолжает свою партию с Турати шахматист Александр Иванович Лужин. Возглас игроков в кости — домино — «Рыба!» напоминает о деяниях Спасителя и его казни. «Нащокинский домик» вырастает из домика для кормления птиц, перенесённого на древо мира.

Нащокинский домик,

А в нём серебрится

Всеведенья томик

С раскрытой страницей.

Читает синица,

Провидя зарницы,

И слово стучится,

И клюв раздвоится

На том, и на этом,

Где домик и светы,

Ворона приветы

Прокаркает летом,

И Лета, блистая –

Змеи чешуя –

Предстанет, как стая

Забвения дня.

25 августа 2020 г.

Шестой парадокс

Стихотворение пишется в конкретный миг. Но лицо сочинителя или персонажа несёт отпечаток всей судьбы и даже всего рода. Однако, возможно, это чувство мнимо.

Седьмой парадокс

Проблема невключённой камеры при выговаривании строк, когда не нажата кнопка пуск, стихотворение уходит ввысь и растворяется в пространстве, так слагали стихи в прежние века, когда не было возможности их запечатлеть. Повторить импровизацию нельзя, это будут уже другие угли и другой треножник через мгновения вечности. Адресат стихотворения остаётся неизвестен.

Восьмой парадокс

Синдром Нарцисса, преодолевшего самолюбование и угадавшего свои черты в инобытии, когда происходит мучительный и в то же время предначертанный миг воссоединения разных частей Я, тогда лицо и лик встречаются на зеркале отражения, соединяя и меняя местами мир иллюзорный и привычный существующий. Нарцисс у ручья на полотне Караваджо смущён своим лицом без привычной маски арлекина.

Девятый парадокс

Один праздный, хтонический или косой взгляд в конце аллеи способен в большей степени помешать записи видеоэкспромта, нежели запись в толпе. Люди могут представлять что угодно, кроме того, что некто сочиняет стихи. Так, меня принимали за инспектора над ЖКХ и просили заснять готовое упасть дерево. Красота не нужна Семье?

Десятый парадокс

Чувство всеохватности бытия: этот чистый восторг можно поставить на первое место, ибо он побуждает вновь и вновь записывать селфи и испытывать причастность вечному обновлению творящегося мира, в котором мы принимаем участие. По Набокову, Чувствовать и видеть всё, что происходит в единой точке времени, — это «космическая синхронизация» или «многопланность мышления».

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье, —

так описывает Пушкин восторг трудного пересотворения Я человеческого в Я пророка, которому доверен пылающий глагол.

Эта тема взгляда извне развита у Бориса Пастернака в «Темах и вариациях» по мотивам пушкинского «Пророка»:

Мчались звезды. В море мылись мысы.

Слепла соль. И слезы высыхали.

Были темны спальни. Мчались мысли,

И прислушивался сфинкс к Сахаре.

Плыли свечи. И казалось, стынет

Кровь колосса. Заплывали губы

Голубой улыбкою пустыни.

В час отлива ночь пошла на убыль.

Море тронул ветерок с Марокко.

Шел самум. Храпел в снегах Архангельск.

Плыли свечи. Черновик “Пророка”

Просыхал, и брезжил день на Ганге.

Одиннадцатый парадокс

«Отрешенность» импровизатора в «крайствовании» (термины М. Хайдеггера) и вовлечённость единовременны. Приходят ли стихи свыше, в трансовом состоянии либо медитации, как любят объяснять поэты, намекая на пророческий дар, либо это сложная работа мозга, вовлекающего в процесс сочинения весь опыт чтения и писания стихов? Поэты однозначно отвечали на этот вопрос, говоря о вдохновляющих мыслеформах и архетипах, наполнявших случайно якобы ниспосланные творцам строки и образы. Как писал Алексей Константинович Толстой,

Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!
Вечно носились они над землёю, незримые оку.

………………………………………………………………..

Слух же душевный сильней напрягай и душевное зренье,
И, как над пламенем грамоты тайной бесцветные строки
Вдруг выступают, так выступят вдруг пред тобою картины,
Выйдут из мрака — всё ярче цвета, осязательней формы,
Стройные слов сочетания в ясном сплетутся значенье —
Ты ж в этот миг и внимай, и гляди, притаивши дыханье,
И, созидая потом, мимолетное помни виденье!

Можно найти немало примеров импровизации во время вдохновения любимцев муз:

Осип Мандельштам писал в ''Четвёртой прозе'': « У меня нет почерка, потому что я никогда не пишу. Я один в России работаю с голосу… Какой я к черту писатель!»

В статье Блока «О назначении поэта» говорится о мире не проявленной действительности, рождающем поэзию и новые слова: «На бездонных глубинах духа, где человек перестает быть человеком, на глубинах, недоступных для государства и общества, созданных цивилизацией, — катятся звуковые волны, подобные волнам эфира, объемлющим вселенную; там идут ритмические колебания, подобные процессам, образующим горы, ветры, морские течения, растительный и животный мир».

Как я пишу стихи

Рождается внезапная строка,
За ней встаёт немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвёртая смеётся, набегая.

И пятая, и после, и потом,
Откуда, сколько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом
И, право, никогда - не сочиняю.

К. Бальмонт

А что такое вдохновенье?
— Так… Неожиданно, слегка
Сияющее дуновенье
Божественного ветерка.

Над кипарисом в сонном парке
Взмахнет крылами Азраил —
И Тютчев пишет без помарки:
«Оратор римский говорил…»

Георгий Иванов

В продуманности строки —
тончайшая тяжеловесность.
Ей это приносит известность,
и ценят её знатоки.

В нечаянности строки
есть слишком завидная легкость,
и можешь кусать себе локоть,
но именно это — стихи.
Евгений Евтушенко

Стихов с собой мы брать не будем,

Мы их в дороге сочиним.

Михаил Кузмин

…Что не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет.

Афанасий Фет

Встает один, всё победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо…
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, —
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

Анна Ахматова

Муза

Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: «Я!».

Анна Ахматова
Двенадцатый парадокс

Вертикальное время видеоимпровизации, ощущаемое как восхождение по невидимой винтовой лестнице. Возвращение в парадоксу первому на ином витке. Все виды искусство сходятся в видеоимпровизации – музыка, живое слово, поэзия, танец (светотеней, облаков, бабочек), живопись (автопортрет на фоне природы и инобытия). Пародия на поэзию в привычном для нас виде или палимпсест в невидимом пространстве идей.

Пост парадокс к неизвестному адресату

Пространство и время представляют из себя нечто иное, чем принято считать. Эта смутная догадка не оставляет записывающего экспромт видеоселфи. «Шестое чувство» (Н. Гумилёв), тревожащее в мгновения видеозаписи, говорит о непроявленных возможностях души, выраженных через вечно текущую музыкальную речь, заложниками и творцами которой мы являемся. Поэтому стоит иногда вернуться в привычную оболочку, как писал поэт Евгений Боратынский:

Люблю я вас, богини пенья!

Но ваш чарующий наход,

Сей сладкий трепет вдохновенья, —

Предтечей жизненных невзгод.

Любовь Камен с враждой Фортуны —

Одно. Молчу. Боюся я,

Чтоб персты, падшие на струны,

Не пробудили вновь перуны,

В которых спит судьба моя.

И отрываюсь, полный муки,

От музы ласковой ко мне,

И говорю: до завтра, звуки,

Пусть день угаснет в тишине.

В электронной книге автора доклада «Видео Д`Эльфы поэзии» собраны расшифрованные стихи со ссылками на видео на Ютубе, тираж книги не ограничен. Презентация намечается.

***

Мерцающее воплощенье

Творящего видеоселфи!

Исполнен горнего прощенья

Поток, перекроивший Дельфы.

Запущен маятник до дрожи,

И бабочка парит упруго.

Мышление - что бездорожье,

Окрест затмение и вьюга.

Но утоляют вечность рифмы,

Когда не я слагаю строфы,

То голоса иного мифа

Вокруг сошедшей в кадр Голгофы.

***

Мальчик с сачком

И мгновенная бабочка, -

Селфи зрачком

Захватило в тетрадочку.

Некий пустяк -

Цифровое возмездие,

Леты сквозняк,

Летний дождь - провозвестие.

А пока мы втроём -

Я, мгновенье и бабочка,

Сон наполнен огнём,

И бессмертием - лавочка.

Алексей Филимонов