Многие международные автомобильные компании не только собирают свои автомобили в России, но и модифицируют их специально для местных водителей.
В России каждый третий житель имеет собственное транспортное средство. На начало 2021 года в стране было зарегистрировано 45 миллионов легковых автомобилей. Почти треть из них производится российской автомобильной компанией LADA. Toyota в настоящее время является вторым по популярности брендом, с более чем четырьмя миллионами автомобилей в стране — RAV4 и Camry являются самыми популярными моделями. Далее следуют Hyundai и Kia с более чем двумя миллионами автомобилей в стране каждая.
По сравнению с Соединенными Штатами и большей частью Европы, где примерно у двух из трех жителей есть собственный автомобиль, автомобильный рынок в России все еще относительно открыт и продолжает развиваться. Россия вводит довольно большие таможенные пошлины на импортные автомобили, чтобы заставить международные автомобильные компании производить свои автомобили внутри страны. В результате многие иностранные производители автомобилей локализовали свое производство в России, а в некоторых случаях даже модифицировали модели своих автомобилей с учетом российских дорожных условий и вкусов людей.
Россияне предпочитают малобюджетные кроссоверы и седаны. Хэтчбеки и универсалы встречаются реже, а маленькие электромобили вообще представляют собой необычное зрелище (в стране всего 11 000 электромобилей, и 9 000 из них - Nissan Leaf).
Отмечается, что в советский период длинный седан "Волга" считался автомобилем высокого класса и символом власти, и что эти ассоциации были переданы последующим поколениям.
Производители создали седаны и внедорожники эконом-класса, специально предназначенные для российского рынка. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в первой половине 2021 года около 45% проданных новых автомобилей были кроссоверами.
Самые продаваемые автомобили в России в 2021 году
1. Лада Гранта
Самый простой и дешевый автомобиль на российском рынке, Granta, собирается на заводе АвтоВАЗа в Тольятти. В некоторых типичных отзывах покупателей говорится, что автомобиль “надежный и без проблем” или что “у меня не было больших иллюзий и я получил то, что ожидал”. Седан без кондиционера стоит 560 000 рублей, а версия класса ЛЮКС с подогревом лобового стекла, круиз-контролем и автоматической коробкой передач - 780 000 рублей.
2. Lada Vesta
Последняя модель Lada, Vesta, спроектирована как седан и кроссовер, хотя есть и спортивная версия. Автомобиль отвечает потребностям большинства потребителей, но стоит дешевле, чем иностранные бренды. “Когда я купил его, я понял, что это АвтоВАЗ и впереди могут быть проблемы, но желание купить эту красоту просто возобладало, и я хотел только новую машину с таким бюджетом”, - пишет один российский водитель, добавляя, что он не хотел покупать подержанный автомобиль.
Самая простая модель с механической коробкой передач, кондиционером и подушками безопасности продается за 795 000 рублей, в то время как самая дорогая “спортивная” версия стоит 1,2 миллиона рублей.
3. Hyundai Creta
Этот кроссовер является одним из самых недорогих автомобилей в своем классе в России. Его цена колеблется от 1,2 миллиона рублей до примерно 2 миллионов рублей за топовую версию. “Многие владельцы Creta с 1,6-литровым двигателем жалуются на вялую динамику. Я не искал гоночную машину, так что эта машина мне подходит. Моим приоритетом был AWD, который полностью оправдал себя. Теперь я могу выезжать на природу в любое время и не беспокоиться о том, что застряну на грунтовой дороге”, - пишет один водитель с Урала.
Hyundai также стала первым производителем автомобилей в России, предложившим онлайн-продажи непосредственно с завода без участия дилера.
4. Hyundai Solaris
Solaris - это версия Accent, которая была локализована специально для России в 2010 году и производится в Санкт-Петербурге. Российские водители, похоже, вполне довольны моделью, которая представляет собой бюджетный седан, устойчивый к перепадам температур и суровым погодным условиям и в целом надежный. “Я хотел использовать его как минимум пять лет, не заглядывая под капот”, - написал один водитель о том, почему он выбрал эту модель. Цена Solaris варьируется от 890 000 рублей до 1,3 миллиона рублей за топовую конфигурацию.
5. KIA Rio
KIA Rio также производится в Санкт-Петербурге с 2011 года и, как и Solaris, выпускается только в кузове седан, который более популярен среди местных покупателей. Дизайн и технические характеристики российского Rio немного отличаются от версий, продаваемых в других странах. Многие водители отмечают, что он обладает хорошим обогревом и способностью заводиться при минус 30 по Цельсию. В результате автомобиль стал одной из самых продаваемых моделей в стране. Его стоимость варьируется от 950 000 до 1,3 миллиона рублей.
6. Volkswagen Polo
Все модели Polo, продаваемые в Европе, являются хэтчбеками, но в России Volkswagen решил модифицировать эту легендарную модель для производства того, что стало одним из самых популярных седанов в России. “Машина есть машина. Багажник огромный и удобный. В салоне довольно много места, как спереди, так и сзади. Вождение неплохое, лучше, чем у других автомобилей этого класса”, - пишет один владелец.
Седан Polo собирается на заводе в Калуге (примерно в 200 км от Москвы). Самая дешевая модель стоит 1 миллион, в то время как самая дорогая версия продается за 1,9 миллиона рублей.
7. Lada Niva
Первый советский внедорожник все еще находится в производстве и имеет лояльную клиентскую базу благодаря сочетанию чрезвычайной дешевизны и прочности для езды по бездорожью. Многие россияне пользуются им, чтобы добраться до своих отдаленных дач.
Самая простая версия стоит 660 000 рублей. Самая дорогая версия называется Niva Travel (ранее Chevrolet Niva), стоит 993 000 рублей и оснащена шноркелем на случай, если автомобиль окажется под водой в тяжелых дорожных условиях. И здесь нет автоматической коробки передач! “Его страсть - грунтовые дороги, супер подвеска, он ”проглатывает" ямы на дорогах, вы не замечаете неровностей", - написал водитель из Амурской области на Дальнем Востоке. Однако клиенты отмечают, что салон не особенно удобен и что автомобиль потребляет много топлива.
8. Škoda Rapid PA II
Это еще один седан эконом-класса, завоевавший сердца многих российских водителей. “Новый Rapid удобен в управлении, в нем много автоматизации”, - говорит один владелец из Санкт-Петербурга. Далее они пишут: “Поверните руль, нажмите на газ и включите круиз-контроль на большой скорости, а все остальное машина сделает сама”.
Škoda Rapid собирается на заводе в Калуге. Самая простая версия стоит 990 000 рублей и уже включает в себя медиасистему с сенсорным экраном и Bluetooth. Самая дорогая версия стоит 1,4 миллиона рублей.
9. Renault Duster
Автомобили Renault собираются в Москве. Долгое время самой популярной моделью Renault был седан Logan, но в этом году этот титул достался внедорожнику Duster. "Кто может представить себе жизнь, которая больше не сводится к тому, чтобы просто спешить", - шутит один водитель о вождении автомобиля. "Дастер - это семейный автомобиль. Автомобиля достаточно, чтобы бодро стоять в пробке", - пишет другой.
Цена самой простой модели с механической коробкой передач начинается от 1 миллиона рублей, в то время как самая дорогая версия 4x4 стоит в два раза дороже.
10. Lada Largus VP
Единственная модель универсала в этом списке также производится российской компанией АвтоВАЗ. Ларгус - довольно бюджетный автомобиль, который популярен не только среди любителей дачи, но и в коммерческих целях. “Главный плюс - это подвеска и устойчивость на дороге, - пишет водитель из Тюмени (Сибирь), - не нужно беспокоиться о езде по шоссе на Largus зимой”. Все версии оснащены механической коробкой передач и стоят от 780 000 до 978 000 рублей.