Найти в Дзене
IQ Media

«Посты» на стене храма: о чем говорят древние надписи на фасадах Спасского собора в Переславле-Залесском

Оглавление
А. Гиппиус, С. Михеев / Graphosphaera
А. Гиппиус, С. Михеев / Graphosphaera

Автограф в виде монограммы, даты, молитвы, в том числе коллективные, — средневековые граффити на внешних стенах Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского весьма разнообразны. Их расшифровка даёт ключ к любопытным явлениям того времени: от нюансов женской религиозности до статуса княжеского слуги. Рассказываем о настенных «постах» по исследованию лингвиста Алексея Гиппиуса и историка Саввы Михеева из НИУ ВШЭ.

Каменные воззвания

Не так давно Спасо-Преображенский собор Переславля-Залесского открылся исследователям с новой стороны. На его белокаменных фасадах были найдены граффити самого разного содержания: от списка убийц владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского до записи о кончине некой благочестивой Варвары. Средневековые послания — эпиграфика — «проявились» на блоках белого камня после того, как в 2015 году в ходе реставрации с внешних стен собора были удалены покраски разного времени.

Храм, заложенный Юрием Долгоруким в 1152 году и достроенный его сыном Андреем Боголюбским в 1157 году, считается одним из самых ранних белокаменных архитектурных памятников Северо-Восточной Руси. Теперь археологи, реставраторы, лингвисты «читают» его, как книгу.

Спасо-Преображенский собор. Фото: WikiMedia Commons
Спасо-Преображенский собор. Фото: WikiMedia Commons

Схожие надписи, в том числе, на глаголице (предшественнице кириллицы), есть в разных соборах и церквях: от новгородских и киевских до Святой Софии в Константинополе. Но Спасо-Преображенский собор Переславля-Залесского — особая коллекция загадок. Алексей Гиппиус и Савва Михеев уже готовят полное издание древнерусских надписей на фасадах храма, которое, с одной стороны, позволит оценить уникальность переславской эпиграфики, а с другой — впишет её в широкий контекст.

(Пере)сборка собора

Некоторые учёные предполагали, что надписи и рисунки появились на фасадах храма ещё в процессе его строительства. Так, часть из них, расположенная на высоте, могла быть сделана со строительных лесов. Однако есть граффити и на блоках внизу. И даже перевернутые послания — вверх ногами.

Это любопытный комментарий к архитектурной истории собора. По-видимому, положение белокаменных блоков менялось. Во всяком случае, их неподвижность не была абсолютной. Они могли впоследствии переставляться, например, когда чинили фасад храма.

Похожим образом в 1471 году зодчий Василий Ермолин перелицевал другой домонгольский белокаменный собор — Георгиевский в Юрьеве-Польском, известный своей искусной резьбой. К XV веку здание частично обрушилось, и зодчий пытался его спасти. Он собрал все белокаменные блоки и украшавшие их рельефы. Но, не имея точного плана храма, Ермолин скомбинировал камни на своё усмотрение. В результате этой пересборки сюжеты рельефов перепутались, получился «ребус». Так что особенности расстановки каменных блоков — источник сюрпризов.

Но этим казусом дело не заканчивается — Спасский собор может преподнести кое-что ещё, скрытое пока от посторонних глаз. Здание отчасти вросло в землю, и в самой нижней его части тоже могут обнаружиться граффити, которые со временем выйдут на свет божий.

Дело в том, что стены собора имеют цокольную часть из трёх рядов кладки, общей высотой около метра, напоминают Алексей Гиппиус и Савва Михеев. Сейчас из-под земли выступают лишь два ряда. «Основная часть надписей выявлена на высоте, удобной для письма, — на блоках второго и третьего рядов кладки выше цоколя, в 50–118 см над ним, однако надписи встречаются и на блоках нижнего ряда цоколя <....>», — уточняют учёные. Они не исключают, что дальнейшие раскопки позволят обнаружить новые блоки с граффити в скрытой под землей части собора.

Заветный вензель — фита да пси

В своей статье учёные из НИУ ВШЭ проанализировали 7¾ обнаруженных надписей. В одном из посланий почти четверть его ускользает от прочтения, оставляя пространство для фантазии.

Первая из рассмотренных надписей — монограмма на основе букв ѳ и ѱ, с отдельно приписанной буквой л (справа). Дешифруем её. Буква «пси» часто использовалась для записи слова «писал». Так, в эпиграфике Софийского собора Константинополя есть строка: «Грѣчинъ ψ(а)лъ» («Грек писал»). Так что со сказуемым всё понятно. А что с подлежащим — кто субъект действия? По-видимому, некий Ѳеодоръ. В общем, в строчку — «Феодор писал».

Монограммы, подобные этой, встречаются в граффити на стенах новгородского Софийского собора. Возможно, надпись выполнялась со строительных лесов. Но граффити могло появиться и до установки блока на это место.

Читайте полную версию материала на портале IQ.HSE