Египтяне живут в пойме Нила, зажатой пустынями Сахары. Жили еще в считанных крупных оазисах. Жизнь жителей зависела от Нила. Каждый год Нил разливался, но бывали времена, когда прибывало мало воды. Тогда наступали неурожай, голод. В отличие от мобильных бедуинов, живших в окраинах пустынь, египтяне были оседлыми земледельцами. Страна была перекрыта плотинами, изрезана каналами. Вода не просто прибывала, ее перекачивали, перебрасывали, перераспределяли, задерживали, отводили. Все это имело смысл при наличии воды, если ее было мало или она отсутствовала, наступали катастрофа, хаос. Слишком большая вода прорывала плотины, наносами забивала каналы, смывала землю. Чтобы предвидеть подобное, подготовиться, власти наблюдали за водой, в урожайные годы часть зерна засыпали зернохранилища. Если вода по разным причинам переставала прибывать несколько лет, запасы зерна только расходовались без восполнения и полностью заканчивались. Вот почему землемеры, учетчики на сегодняшний взгляд слишком мелочно и дотошнт мерили пашни, налагали зерновым налогом и жестко карали за неуплату данного налога. Тщательно учитывали закладываемое в зернохранилища зерно, вели учет расхода зерна из них. На хранение закладывали долгохранимые продукты, а именно зерновые.
Близ Ком Омбо у совр. Асуана на юге Египта сохранились развалины форта, построенного в девятнадцатом веке до н.э. как оборонительного пункта и для наблюдения за рекой с остатками зернохранилища того времени. Сохранившийся неплохо до наших дней храм Ком Омбо начали строить Птолемеи во 2 в. до н.э., украшался храм до 3 в. н.э. при римлянах. В храме сохранилась стена 15 в. до н.э.
В ступенчатом ниломере Элефантины вели к реке равномерно расположенные лестничные пролеты. На каждом пролете были насечки, по которым узнавали о разливе реки.
Не всякий мог спуститься к ниломерам, но только жрецы и высшее начальство.
Налог в Древнем Египте составлял десятину (десятую часть). Уплата налогов была обязательной. Недоимщиков били, чтобы выплатили, сажали в тюрьму. Древние египтяне считали больше 5 - ками, 10 - ками и тысячами. 5 и 10 сразу видны на руках, кратно этим числам легче вести счет, чем 12 и 60. Монголы также считали десятками, да и мы. 12 мы не выделяем специальным обозначанием, как англичане 12 twelve, но говорим оон ики (десятка - два). Древнеегипетская неделя была десятидневной, но сутки состояли из 12 часов. В месяце было 30 дней, в последнем месяце года было 35 дней. Набирали бригады по 5 или 10 человек, не считая бригадира. Жители Фаюма отрабатывали 5 - дневную трудовую повинность. В других местах и в другое время по своему. Военачальник 23–23 вв. до н.э. Уна управлял десятками тысяч солдат. Домашний вариант разновидности шашек с нардами имел поле 3 х 10, был вариант с полем 12 х 3.
Крестьяне обязательно возделывали землю для пропитания и для сельхозналога зерном. Пахали на быках, коровах, если не было рабочего скота, впрягались сами, т.к. сеять нужно было, на себя или хозяина поля, если своей пашни не было. Климат менялся. Ныне Ливийская пустыня - бескрайние пески, местами с каменными грядами и редкими оазисами. Рассмотрим собственно Ливию, по которой и назвали пустыню. Ливийцы в основном живут на севере ближе к Средиземному морю, где более мягкий полупустынный климат, туареги и берберыв живут в оазисах пустыни. В стране есть два крупных музея наскальной живописи — Акакус и Вади Махтандуш, возрастом от 12 тысяч лет. Петроглифы есть и в других местах страны, также в иных странах Сахары, но наиболее известны петроглифы скальной гряды Акакуса в Ливии. По рисункам видно - раньше в ныне засушливой Сахаре водились слоны, известные водохлебы, носороги и крокодилы, затем появились саванные (саванна - жаркая лесостепь) жирафы, львы, страусы, дикие быки. Самые древние рисунки относятся к эпохе охотников. За 8 тысяч лет до н.э. началась эпоха скотоводов. За 2,5 тысячи лет до н.э. заканчился последний дождливый период, степи опустынились. Тогда крупные животные ушли в Центральную Африку. Ушедших ближе к побережью. Средиземного моря крупных животных к настоящему времени истребили люди. В 1300 лет до н.э. в Северную Африку хлынули т.н. народы моря. Высокая мобильность, обеспеченная конницей, колесницами позволила им взять под контроль жителей пустыни. В Акакусе от того времени сохранились рисунки колесниц. Самые поздние петроглифы ливийской пустыни относятся к эпохе верблюдов. Изображения одногорбных встречаются повсеместно наряду с рисунками лошадей и повозок.
А вот египетские предметы 5 тыс. давности, по которым видно - тогда в Египте водились антилопы, страусы, львы и другие животные.
Ужасный голод описывает от имени фараона 27 в. до н.э. Джосера на нильском острове Сехель чуть южнее Асуана выбитая в скале надпись, известная как Стела голода. Джосер говорит, он был в слезах, придворные в печали, сердце глубокой скорби, потому что Хапи (Нил) не разливался семь лет. Пашни оскудели, зерна высохли, пищи не хватало. Каждый грабил близкого. Кто заходил в дом, больше не выходил. Дети плакали, молодые падали, сердца пожилых скорбели. Люди вытягивая ноги обнимали землю, руками обхватывали себя. Придворные обнищали, храмы закрылись, святыни покрылись пылью. Все были в смятении. Царь спросил у Имхотепа: В каком месте берёт начало Нил? Какой бог поддержит его? Жрецы просмотрели записи храма Тота в Шмуне (Гермополе, городе Тота) и нашли ответ. Имхотеп сказал царю: Посреди воды есть город, Нил окружает его. Имя ему Элефантина. Там Хнум. Хнум сердит, и потому не позволяет водам Нила течь должным образом. Нужно умилостивить его. Царь принес дары Хнуму и уснул. Ему приснился Хнум, он побещал положить конец голоду. Царь прикрепил за храмом Хнума на Элефантине землю между Асуаном и Такомпсо с ее богатствами, а так же десятину всего привозимого из Нубии. И страна в тот год получила прекрасный урожай. Судя по грамматическим особенностям текста надпись вырезана в Птолемеевскую эпоху, скорей во 2 в. до н.э. Некоторые египтологи считают, что в надписи воспроизведен древний текст Джосера, другие полагают - стела это фикция. Фикция - намеренное измышление, не соответствующее действительности для использования в определенной цели. Семилетний голод не должен смущать. Число семь популярно у многих народов, в том числе у русских и у нас. Семерка была популярна в древности. Может это связано с луной. Полнолуние наступает через четырнадцать день, а через двадцать восем наступает новолуние, когда луна становится невидимой. В период между новолунием и полнолунием луна полнеет от узкого серпа до круга, затем обратно худеет от круга через серпы до безлуния.
А может это связано с прохождением путей Амдуата по участкам реки с преграждающими цепями или пещер с воротами. Их было 12, половина пути с большой опасностью по темноте. Пройти 6 участков и выйти в 7 означало бы проход самой опасной части. Египтяне при счете торопились, 5.30 сказали бы полшестого, русские тоже так говорят. Остальные тоже так говорят, но есть считающие от полного числа. Про полпятого мы говорим 5 с половиной, а не полшестого. У нас человек, которому исполнилось 30 лет, в течении года после этого будет 30 - летним, русский бы сказал, что ему 31 - й год. Хотя, поскольку в официальных данных принято указывать полные лет, многие сказали бы 30, имея в ввиду 30 полных лет. Семь лет, точнее седьмой год означает, что мытарства продлятся до семи лет (с шести до седьмого года). Родовое проклятие считается, теряет силу как перейдет в седьмое колено. Русские поговорки про число 7: выбросил кошку, семь лет счастья не видать; семь лет молчал, на восьмой вскричал; семь верст до небес, и все лесом. Также семь означает просто множество, поговорки: за семь верст киселя хлебать; не велик городок, да семь воевод; седьмая вода на киселе; семеро одну соломинку подымают; семеро по лавкам; семимильными шагами; семь футов под килем; у одной овечки семь пастухов. У нас на множество говорят 7, семь раз сказано - про много раз сказанное, а про черную полосу длиной в 7 у нас не вспомню.
На блоке пирамиды Унаса 24 в. до н.э. в Саккара рядом с Мемфисом, ныне окраина Каира, изображены крайне истощенные люди. Подобные изображения крайне редки и считаются изображениями голодающих жителей пустыни. Цари, губернаторы, богачи хвалились, что накормили голодных, одели голых, а тут крайне истощенные от голода, радоваться нечему, особенно если знать, что голодные эти будут там рядом с ними вечно голодные. Совсем другое, что часть людей там истощенные потому, что их совсем забыли их родные, отказались приносить им приношения в положенные для этого дни. И в этом нет вины хозяина, начальника. Это одна из версий, почему, пусть и очень редко, древние рисовали дистрофиков кожа да кости. Но реальный голод все же должен был бытьвременами. Потом около 4 000 лет назад, т.е. около 20 в. до н.э. случилась засуха, а это неурожай, дожди в Северной Африке так и так уже прекратились. 90 % воды египтяне брали в Ниле, его обмеление подряд несколько лет была катастрофой для земледельческого Египта. Рацион египтян в основном был за счет продуктов земледелия. Слишком плотно по меркам древних они жили в пойме Нила, чтобы жить лишь за счет охоты, рыбалки и пастбищного животноводства.
Скорей всего памятью о бывших больших неурожайных голодных годав обусловило рьяное стремление властей все подсчитать, прежде всего урожай и размеры земель, вообще все, их извечное стремление строить амбары для зерна и заполнить их. Зерно, конечно, использовали не только для выдачи работникам общественных строек или в голодный неурожайный год голодному народу, но на кухню власть имущих и храмов, также на вывоз за рубеж, практиковали и такое. Администрация очень строго и дотошно следили за уплатой налогов, суды делали все, чтобы все налоги собирались в полном обьеме.
Буду благодарна любым пожертвованиям. Номер моей карты: 4274 3201 0398 9151