В небольшом перерыве между сменой работы ко мне обратился хороший знакомый с предложением поучаствовать в амбициозном проекте «Аналоге Amazon для алкогольной индустрии РФ».
В команде уже было несколько разработчиков, готовых сразу же начать работу и заказчик, обещающий золотые горы. Но никто не знал, что делать и с чего начать.
Заказчик хотел создать IT продукт, который перевернет индустрию, но совершенно не разбирался в IT. А у разработчиков чесались руки, они были готовы делать, что угодно.
Представьте себе такую ситуацию, у вас уже запряжена повозка, кони готовы тащить повозку, а кучера нет.
Фиаско было близко.
Исследование
Я начал с глубинного интервью заказчика, он хотел покрыть потребности всей цепочки от производства до реализации продукции. На всех этапах цепочки были выявлены пользователи и гипотезы проблем, с которыми они сталкиваются.
Я подготовил опросники для исследования, а заказчик помог найти респондентов среди категорий пользователей:
- Производители алкогольной продукции разных масштабов производства;
- Бары;
- Точки продаж.
Конечных потребителей я искал самостоятельно.
Я провёл исследование Customer Journey Map с каждой категорией респондентов, чтобы разобраться в процессах предприятий и найти в них проблемы. Мне удалось подтвердить часть гипотез и выявить боли в текущих процессах взаимодействия участников рынка.
Но не всё было так просто, я впервые ощутил всю сложность организации интервью с владельцами бизнеса и топ-менеджерами.
Мне приходится объяснять, что я ничего не продаю и не менее сложно мотивировать респондента потратить 30-60 минут своего времени на интервью. Менеджеры среднего звена и рядовые сотрудники, напротив, шли на контакт с большим интересом.
Исследование помогло избавиться от лишних функций в продукте и сфокусироваться на болях респондентов, решение которых сделает продукт востребованным.
По результатам исследования я собрал общий User Story Map со всеми этапами от закупки оборудования и сырья производителями, до покупки продукции потребителями.
Едим слона по частям
Экономически нецелесообразно сразу создавать полноценный продукт со всеми функциями, можно уйти в разработку продукта на несколько лет, за которые конъюнктура рынка поменяется и продукт может потерять актуальность. Нужно делать MVP (Минимально жизнеспособный продукт).
Чтобы сделать MVP, нам нужно покрыть базовым функционалом все этапы User Story Map. Подтвержденные гипотезы и проблемы я перевёл в пользовательские истории и структурировал их по приоритету. Пользовательские истории, без которых нельзя запустить сервис, попали в MVP. Позже этот MVP можно и дальше декомпозировать на спринты.
У нас уже сформировался понятный бэклог задач, который команда может предварительно оценить.
Оценка разработки
Каждый из участников команды оценил сроки своей работы и мы смогли показать заказчику примерную стоимость разработки MVP версии.
Даже с умножением на погрешность у нас получилась, довольно, скромная оценка для такого масштабного продукта.
К удивлению всей команды, оказалось, что стоимость разработки неподъемная для заказчика. Он оплатил исследование, мы пожали руки и разошлись с миром.
Резюме
Перед спонтанно созданной командой была интересная и амбициозная задача, всем хотелось принять участие.
Команда могла начать создавать продукт в полнейшем хаосе и это привело бы к очередному провальному стартапу.
Заказчик получил результаты исследования, которые могут ему помочь переосмыслить продукт, умерить амбиции соразмерно бюджету или попробовать найти других исполнителей. А главное, с небольшими вложениями в исследование заказчик сэкономил время, деньги и нервы.