Найти тему
Летнее солнце

Одри Хепберн. Ваша прекрасная леди

Оглавление
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

На одной из улиц оккупированного фашистами Арнема тощая голодная девочка прыгала на скакалке. Изо дня в день, целый день. Брат девочки, в отличие от родителей-нацистов, был участником сопротивления и оставлял ей послания для своих единомышленников. Проходящие мимо люди не замечали её – неудивительно, ведь у всех в то тяжкое время были дела поважнее, чем какая-то девочка со скакалкой. И ни один из них не знал, что проходит мимо будущей иконы стиля золотой эпохи Голливуда, третьей величайшей актрисы в истории американского кинематографа.

Одри в юности. Фото из открытых источников
Одри в юности. Фото из открытых источников

Одри Кэтлин Растон родилась 4 мая 1929 года в столице Бельгии Брюсселе, у голландской баронессы Эллы ван Хеемстра и британца Джозефа Виктора Энтони Хепберн-Растона. Когда ей было 6 лет, родители развелись; мать увезла детей в Лондон, а затем в Нидерланды, и там Одри начала учиться балету. Развод родителей оказал большое влияние на психику девочки. «На меня у отца и мамы времени почти не оставалось. Я запомнила, что никому не была нужна, и всю жизнь сомневалась, что может быть по-другому. Шоколад был моей единственной любовью, и он меня ни разу не предал» - писала позже Одри.

Одри с родителями. Фото из открытых источников
Одри с родителями. Фото из открытых источников

В 1945 году Одри переехала в Амстердам, затем в Лондон, где её преподавателем была знаменитая Мари Рамберт. Одри делала большие успехи, однако для карьеры примы была слишком высокого роста: 1 м 71 см. Если вы обратите внимание на ее партнеров по фильмам, то увидите, что она часто едва ли выше их и поэтому всегда в обуви на плоской подошве.

После войны они жили очень бедно. Матери приходилось трудиться в богатом доме прислугой, и Одри решила попробовать себя в драматическом искусстве. Высокую стройную девушку сразу приняли на работу моделью, в кордебалет и на съемки рекламы. Там ее и заметил режиссер Чарльз ван дер Линден. Карьера актрисы началась для Одри с роли стюардессы в фильме «Голландский язык за семь уроков» 1948 года.

В 1951 году она снялась в нескольких малоизвестных картинах, затем вплотную подобралась к настоящему успеху: Сидони Колетт пригласила Одри в бродвейскую постановку «Жижи» по своему роману. Громкий успех на главной театральной сцене Нью-Йорка был шагом в большую кинокарьеру: в 1953 году Одри и Грегори Пек сыграли в «Римских каникулах» Уильяма Уайлера.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

На съемке «Римских каникул» произошел показательный инцидент. Фильм снимался на улицах города при огромной толпе итальянцев в качестве зрителей, и однажды режиссеру досталось за то, что он упрекнул Одри в плохо сыгранной сцене: местные жители его освистали, кричали и возмущались, и он решил на всякий случай сцену не переснимать. Фильм «Римские каникулы» принес Одри премии «Оскар», «Золотой глобус», BAFTA и мировую славу, а также друга на всю дальнейшую жизнь в лице Грегори Пека, что едва ли не важнее всех титулов и наград. 1954 год укрепил ее славу благодаря главной роли в «Сабрине» с Хамфри Богартом и Уильямом Холденом.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Роман героев Холдена и Одри продолжился за пределами съемочной площадки, но так же, как в кино, завершился расставанием: Холден не мог иметь детей, а мечтой Одри была большая семья. Мечту удалось частично осуществить в этом же году: она сыграла в пьесе «Ундина» с Мелом Феррером, с которым у Одри также завязался роман. За «Ундину» Одри получила премию «Тони» за лучшую женскую роль.

Одри и Мел. Фото из открытых источников
Одри и Мел. Фото из открытых источников

«Я родилась с невероятным желанием любви и страстной потребностью дарить её»

Одри и Феррер поженились 24 апреля 1954 года. До нее Мел был женат три раза и еще один раз – после развода с Одри, который ждал их четырнадцать лет спустя. В 1955 году актриса забеременела, но случился выкидыш. В 1959 году была вторая попытка, однако Одри неудачно упала во время съемок. Наконец в 1960 году у супругов родился долгожданный сын Шон Хепбёрн Феррер.

Одри и ее сын Шон. Фото из открытых источников
Одри и ее сын Шон. Фото из открытых источников

«Успех - это всё равно, что достичь какой-то круглой даты и увидеть, что вы ничуть не изменились. Успех налагает на меня обязанность жить так, чтобы быть достойной этого успеха. А если посчастливится, то даже его пережить»

К этому времени Одри превратилась в настоящую икону стиля. Её природный аристократизм, чувство стиля, утонченный вкус, изящество, почти безупречность получили массовое признание и восхищение как среди обывателей, так и среди людей искусства.

"Я видела его модели, они точь-в-точь такие, как я ношу сама"

Их встреча произошла в Париже в 1953 году. Доверяя вкусу девушки, ей предложили самой выбрать платья для Сабрины. Она пришла в мастерскую великого модельера Живанши, который сначала принял ее за однофамилицу Кетрин Хепберн, но быстро убедился, что это воздушное создание – совершенно новое явление в мире кино. Он предложил Одри выбрать то, что ей понравится, из готовых моделей, и вот что получилось:

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
  1. Черное коктейльное платье с четырехугольным вырезом "Сабрина-декольте" и крохотными бантиками на плечах.
  2. Костюм Сабрины, который был на ней в момент возвращения из Парижа. Одри нужно было не просто выбрать костюм: это должен был быть образ перевоплощения смешной девчонки Сабрины с грязными коленками в настоящую парижанку.
  3. Роскошное белое платье с вышивкой из черного шелка и съемным шлейфом.

«Сабрина» получила «Оскар» за костюмы, что подтвердило мастерство Живанши и безупречный вкус Хепберн (правда, имени Живанши в титрах не было). Каждый их них получил еще один не менее ценный приз – плодотворный творческий союз и дружбу на всю жизнь. В 1957 году Одри сыграла в фильме «Забавная мордашка», который тоже получил «Оскар» за костюмы, и прежде всего за это невероятное красное платье от Живанши.

Кадр из фильма "Забавная мордашка", фото из открытых источников
Кадр из фильма "Забавная мордашка", фото из открытых источников

Пика популярности творческий дуэт художника и его музы достиг в 1961 году после выхода фильма "Завтрак у Тиффани" – самого известного фильма Одри, который она называла своей визитной карточкой. Классический образ Холли Голайтли в длинном узком черном платье и длинных перчатках, с высокой прической и белыми бусами известен даже тем, кто никогда не смотрел фильм. В 2006 году это платье было продано на аукционе почти за $1 млн.

"Завтрак у Тиффани", фото из открытых источников
"Завтрак у Тиффани", фото из открытых источников

Следующим их совместным фильмом стал «Как украсть миллион» - картина, не получившая «Оскар», зато костюмы Одри от Живашни были, как выразился мастер, многократно скопированы тысячами людей. Яркие неординарные наряды снискали популярность у всех возрастных категорий женщин благодаря дару Живаншни и изяществу актрисы, на которой сидели безупречно.

Их дружба продолжалась сорок лет – привет тем, кто считает, что дружбы между мужчиной и женщиной быть не может. Живанши одевал её не только на экране, но и в реальной жизни. Именно он в 1960 году сшил для сына Одри крестильное платье. Именно для нее он в 1957 году создал свой первый аромат L’interdit. Немало удивив ее, он вручил женщине небольшую коробочку прямо за ужином. Одри пришла от них в восторг, запретила пускать духи в продажу и в течение семи лет пользовалась ими единолично.

Одри и Юбер Живанши. Фото из открытых источников
Одри и Юбер Живанши. Фото из открытых источников

В какой-то момент их отношения омрачило недовольство Мела тем, что Одри видела отношения с Живашни исключительно духовным союзом без примеси звона презренного металла. Мел и агент Одри поговорили с финансистом Живашни, затем сам модельер перезвонил Одри и пообещал исправить ситуацию: сделать их отношения договорными и заплатить ей. Ничего не знавшая о вмешательстве мужа, Одри сначала ничего не поняла, а после объяснений расплакалась и сказала модельеру, что она тут ни причем, о самодеятельности мужа не знает и деньги со своего лучшего друга не возьмет.

Как говорится, ложки нашлись, но осадочек остался, и в 1968 году Одри и Мел развелись. Несмотря на внешнее благополучие, брак был для обоих испытанием: муж был ревнивым скандалистом и позволял себе поднимать руку на Одри. Посмотрите на фото этой нимфы и задайте себе вопрос: кем нужно быть, чтобы ударить такую женщину? Кроме того, в 1965 и 1967 годах Одри снова пережила два выкидыша, что также не способствовало укреплению их отношений.

В то время Одри уже достаточно долго лечилась от депрессии у итальянского психиатра Андреа Дотти. В какой-то момент их отношения вышли за рамки врачебной практики и дошли до того, что он позвал Одри замуж. Живашни шить свадебное платье с фатой и шлейфом отказался, чем ужасно расстроил Одри. Однако она доверилась своему другу и вновь не прогадала. Ансамбль из нежно-розового короткого платья и платка на голове от Живашни надолго вошел в гардероб женщин по всему миру.

Фото со свадьбы Одри и Дотти. Невеста в платье от Живанши. Отдельная глава ее автобиографии, посвященная мастеру, названа «Друг навсегда». Фото из открытых источников
Фото со свадьбы Одри и Дотти. Невеста в платье от Живанши. Отдельная глава ее автобиографии, посвященная мастеру, названа «Друг навсегда». Фото из открытых источников

Второй брак Одри также продлился 14 лет, в 39 лет она родила второго сына по имени Лука. После грандиозного успеха "Сабрины" и "Римских каникул" Одри, признанная и восхваленная публикой и критиками, снялась в таких знаменитых кинолентах, как «Забавная мордашка», «Любовь после полудня», «Шарада», «Моя прекрасная леди».

"Моя прекрасная леди", фото из открытых источников
"Моя прекрасная леди", фото из открытых источников

После 1976 года кинокарьера Одри постепенно пошла на спад. В 1976 году она снялась с Шоном Коннери в фильме «Робин и Мэриан», получившем умеренное признание. Затем в 1979 году Хепбёрн снялась в «Кровных узах» по роману Шелдона, однако фильм успеха не имел. Менялся мир, менялось кино, навсегда уходили в прошлое очаровательные мелодрамы пятидесятых, в которые Одри идеально вписывалась.

«Люди ассоциируют меня с тем временем, когда фильмы были приятны, когда женщины в кино носили красивые платья и играла прекрасная музыка»

Закат ее головокружительной карьеры совпал с приятными изменениями в личной жизни. В 1980 году произошла встреча, определившая ее судьбу: она познакомилась с актером Робертом Волдерсом, с которым уже не рассталась, в 1982 году разведясь с Дотти.

«Мы с Робби нашли друг друга в ту пору, когда оба были очень несчастны. А теперь мы оба безумно счастливы снова».

Одри и Робби на приеме у Рейгана. Фото из открытых источников
Одри и Робби на приеме у Рейгана. Фото из открытых источников

За 45 лет кинокарьеры Одри снялась в более чем 25 фильмах, получила два "Оскара", три премии "BAFTA", три "Золотых глобуса", "Эмми", "Грэмми", "Тони" и множество номинаций. Ее последней главной ролью стала роль в комедии Питера Богдановича «Все они смеялись», которая была тепло встречена критиками. В 1987 году Одри «ради развлечения» (как она сама говорила) приняла участие в детективном телефильме «Любовь среди воров», а в 1989 году снялась в кино последний раз. Это была символичная роль Ангела в фильме Стивена Спилберга «Всегда».

Кадр их фильма "Всегда", фото из открытых источников
Кадр их фильма "Всегда", фото из открытых источников

«Если тебе понадобится рука помощи, знай, она у тебя есть - твоя собственная. Когда ты станешь старше, ты поймёшь, что у тебя две руки: одна - чтобы помогать себе, а другая - чтобы помогать другим»

Несмотря на окончание кинокарьеры, Одри не собиралась прекращать активную деятельность. Страшные детские воспоминания войны, голода, больных недоедающих детей причиняли ей боль всю ее жизнь, порождали в ней постоянную потребность помогать тем, кто больше всего нуждается в помощи и заботе. Из этого следует, что Одри была невероятно добрым человеком: несмотря на успехи, блестящее окружение, огромные гонорары и всемирную славу, навсегда отдалившую ее от войны, грязных подвалов, голода, страха и одиночества, Одри по-прежнему оставалась той самой девочкой со скакалкой, которая помогала по мере сил своему брату бороться со злом.

Последней главой ее жизни стала должность посла доброй воли ЮНИСЕФ. Во многом в этой работе ей помог дар полиглота - Одри свободно владела французским, английским, итальянским и нидерландским языками, а также самостоятельно выучила испанский. Её сотрудничество с ЮНИСЕФ началось ещё в 1954 году с участия в радиопередачах. Первая ее миссия состоялась в 1988 году в Эфиопию, где она посетила детский дом. Далее были компания по иммунизации в Турции, трущобы в Южной Америке, в следующем году Центральная Америка – Гондурас, Сальвадор и Гватемалы, операция «Линия жизни», Сомали, Вьетнам...

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Она могла бы сутками валяться в гамаке где-нибудь на Бермудах или Майами, попивая коктейль, читая книги и глядя на прекрасное море. Вместо этого она летала по миру, видя нищету, болезни и голод и стараясь помочь везде, где возможно было помочь. В 1992 году Одри была награждена президентской медалью свободы. Американская Академия киноискусства наградила её Гуманитарной премией им. Джина Хершолта за помощь человечеству посмертно.

Несмотря на крепость духа и финансовое благополучие, дававшее ей доступ к современной медицине, страшные военные годы и голод роковым образом сказались на организме Одри: у нее обнаружили рак. Медики были бессильны: Одри скончалась в 63 года в окружении своих родных, близких и любимых людей. На её похороны пришло около 25 тысяч человек. Тело актрисы несли главные мужчины её жизни: сыновья, модельер Юбер де Живанши, любимый Волдерс и второй муж Дотти. Вслед за процессией вели под руки ее первого супруга Мела Феррера.

В день ее смерти Элизабет Тейлор произнесла:

"У Бога появился еще один ангел, который знает, чем ему заняться на небесах"

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников