На одной из улиц оккупированного фашистами Арнема тощая голодная девочка прыгала на скакалке. Изо дня в день, целый день. Брат девочки, в отличие от родителей-нацистов, был участником сопротивления и оставлял ей послания для своих единомышленников. Проходящие мимо люди не замечали её – неудивительно, ведь у всех в то тяжкое время были дела поважнее, чем какая-то девочка со скакалкой. И ни один из них не знал, что проходит мимо будущей иконы стиля золотой эпохи Голливуда, третьей величайшей актрисы в истории американского кинематографа.
Одри Кэтлин Растон родилась 4 мая 1929 года в столице Бельгии Брюсселе, у голландской баронессы Эллы ван Хеемстра и британца Джозефа Виктора Энтони Хепберн-Растона. Когда ей было 6 лет, родители развелись; мать увезла детей в Лондон, а затем в Нидерланды, и там Одри начала учиться балету. Развод родителей оказал большое влияние на психику девочки. «На меня у отца и мамы времени почти не оставалось. Я запомнила, что никому не была нужна, и всю жизнь сомневалась, что может быть по-другому. Шоколад был моей единственной любовью, и он меня ни разу не предал» - писала позже Одри.
В 1945 году Одри переехала в Амстердам, затем в Лондон, где её преподавателем была знаменитая Мари Рамберт. Одри делала большие успехи, однако для карьеры примы была слишком высокого роста: 1 м 71 см. Если вы обратите внимание на ее партнеров по фильмам, то увидите, что она часто едва ли выше их и поэтому всегда в обуви на плоской подошве.
После войны они жили очень бедно. Матери приходилось трудиться в богатом доме прислугой, и Одри решила попробовать себя в драматическом искусстве. Высокую стройную девушку сразу приняли на работу моделью, в кордебалет и на съемки рекламы. Там ее и заметил режиссер Чарльз ван дер Линден. Карьера актрисы началась для Одри с роли стюардессы в фильме «Голландский язык за семь уроков» 1948 года.
В 1951 году она снялась в нескольких малоизвестных картинах, затем вплотную подобралась к настоящему успеху: Сидони Колетт пригласила Одри в бродвейскую постановку «Жижи» по своему роману. Громкий успех на главной театральной сцене Нью-Йорка был шагом в большую кинокарьеру: в 1953 году Одри и Грегори Пек сыграли в «Римских каникулах» Уильяма Уайлера.
На съемке «Римских каникул» произошел показательный инцидент. Фильм снимался на улицах города при огромной толпе итальянцев в качестве зрителей, и однажды режиссеру досталось за то, что он упрекнул Одри в плохо сыгранной сцене: местные жители его освистали, кричали и возмущались, и он решил на всякий случай сцену не переснимать. Фильм «Римские каникулы» принес Одри премии «Оскар», «Золотой глобус», BAFTA и мировую славу, а также друга на всю дальнейшую жизнь в лице Грегори Пека, что едва ли не важнее всех титулов и наград. 1954 год укрепил ее славу благодаря главной роли в «Сабрине» с Хамфри Богартом и Уильямом Холденом.
Роман героев Холдена и Одри продолжился за пределами съемочной площадки, но так же, как в кино, завершился расставанием: Холден не мог иметь детей, а мечтой Одри была большая семья. Мечту удалось частично осуществить в этом же году: она сыграла в пьесе «Ундина» с Мелом Феррером, с которым у Одри также завязался роман. За «Ундину» Одри получила премию «Тони» за лучшую женскую роль.
«Я родилась с невероятным желанием любви и страстной потребностью дарить её»
Одри и Феррер поженились 24 апреля 1954 года. До нее Мел был женат три раза и еще один раз – после развода с Одри, который ждал их четырнадцать лет спустя. В 1955 году актриса забеременела, но случился выкидыш. В 1959 году была вторая попытка, однако Одри неудачно упала во время съемок. Наконец в 1960 году у супругов родился долгожданный сын Шон Хепбёрн Феррер.
«Успех - это всё равно, что достичь какой-то круглой даты и увидеть, что вы ничуть не изменились. Успех налагает на меня обязанность жить так, чтобы быть достойной этого успеха. А если посчастливится, то даже его пережить»
К этому времени Одри превратилась в настоящую икону стиля. Её природный аристократизм, чувство стиля, утонченный вкус, изящество, почти безупречность получили массовое признание и восхищение как среди обывателей, так и среди людей искусства.
"Я видела его модели, они точь-в-точь такие, как я ношу сама"
Их встреча произошла в Париже в 1953 году. Доверяя вкусу девушки, ей предложили самой выбрать платья для Сабрины. Она пришла в мастерскую великого модельера Живанши, который сначала принял ее за однофамилицу Кетрин Хепберн, но быстро убедился, что это воздушное создание – совершенно новое явление в мире кино. Он предложил Одри выбрать то, что ей понравится, из готовых моделей, и вот что получилось:
- Черное коктейльное платье с четырехугольным вырезом "Сабрина-декольте" и крохотными бантиками на плечах.
- Костюм Сабрины, который был на ней в момент возвращения из Парижа. Одри нужно было не просто выбрать костюм: это должен был быть образ перевоплощения смешной девчонки Сабрины с грязными коленками в настоящую парижанку.
- Роскошное белое платье с вышивкой из черного шелка и съемным шлейфом.
«Сабрина» получила «Оскар» за костюмы, что подтвердило мастерство Живанши и безупречный вкус Хепберн (правда, имени Живанши в титрах не было). Каждый их них получил еще один не менее ценный приз – плодотворный творческий союз и дружбу на всю жизнь. В 1957 году Одри сыграла в фильме «Забавная мордашка», который тоже получил «Оскар» за костюмы, и прежде всего за это невероятное красное платье от Живанши.
Пика популярности творческий дуэт художника и его музы достиг в 1961 году после выхода фильма "Завтрак у Тиффани" – самого известного фильма Одри, который она называла своей визитной карточкой. Классический образ Холли Голайтли в длинном узком черном платье и длинных перчатках, с высокой прической и белыми бусами известен даже тем, кто никогда не смотрел фильм. В 2006 году это платье было продано на аукционе почти за $1 млн.
Следующим их совместным фильмом стал «Как украсть миллион» - картина, не получившая «Оскар», зато костюмы Одри от Живашни были, как выразился мастер, многократно скопированы тысячами людей. Яркие неординарные наряды снискали популярность у всех возрастных категорий женщин благодаря дару Живаншни и изяществу актрисы, на которой сидели безупречно.
Их дружба продолжалась сорок лет – привет тем, кто считает, что дружбы между мужчиной и женщиной быть не может. Живанши одевал её не только на экране, но и в реальной жизни. Именно он в 1960 году сшил для сына Одри крестильное платье. Именно для нее он в 1957 году создал свой первый аромат L’interdit. Немало удивив ее, он вручил женщине небольшую коробочку прямо за ужином. Одри пришла от них в восторг, запретила пускать духи в продажу и в течение семи лет пользовалась ими единолично.
В какой-то момент их отношения омрачило недовольство Мела тем, что Одри видела отношения с Живашни исключительно духовным союзом без примеси звона презренного металла. Мел и агент Одри поговорили с финансистом Живашни, затем сам модельер перезвонил Одри и пообещал исправить ситуацию: сделать их отношения договорными и заплатить ей. Ничего не знавшая о вмешательстве мужа, Одри сначала ничего не поняла, а после объяснений расплакалась и сказала модельеру, что она тут ни причем, о самодеятельности мужа не знает и деньги со своего лучшего друга не возьмет.
Как говорится, ложки нашлись, но осадочек остался, и в 1968 году Одри и Мел развелись. Несмотря на внешнее благополучие, брак был для обоих испытанием: муж был ревнивым скандалистом и позволял себе поднимать руку на Одри. Посмотрите на фото этой нимфы и задайте себе вопрос: кем нужно быть, чтобы ударить такую женщину? Кроме того, в 1965 и 1967 годах Одри снова пережила два выкидыша, что также не способствовало укреплению их отношений.
В то время Одри уже достаточно долго лечилась от депрессии у итальянского психиатра Андреа Дотти. В какой-то момент их отношения вышли за рамки врачебной практики и дошли до того, что он позвал Одри замуж. Живашни шить свадебное платье с фатой и шлейфом отказался, чем ужасно расстроил Одри. Однако она доверилась своему другу и вновь не прогадала. Ансамбль из нежно-розового короткого платья и платка на голове от Живашни надолго вошел в гардероб женщин по всему миру.
Второй брак Одри также продлился 14 лет, в 39 лет она родила второго сына по имени Лука. После грандиозного успеха "Сабрины" и "Римских каникул" Одри, признанная и восхваленная публикой и критиками, снялась в таких знаменитых кинолентах, как «Забавная мордашка», «Любовь после полудня», «Шарада», «Моя прекрасная леди».
После 1976 года кинокарьера Одри постепенно пошла на спад. В 1976 году она снялась с Шоном Коннери в фильме «Робин и Мэриан», получившем умеренное признание. Затем в 1979 году Хепбёрн снялась в «Кровных узах» по роману Шелдона, однако фильм успеха не имел. Менялся мир, менялось кино, навсегда уходили в прошлое очаровательные мелодрамы пятидесятых, в которые Одри идеально вписывалась.
«Люди ассоциируют меня с тем временем, когда фильмы были приятны, когда женщины в кино носили красивые платья и играла прекрасная музыка»
Закат ее головокружительной карьеры совпал с приятными изменениями в личной жизни. В 1980 году произошла встреча, определившая ее судьбу: она познакомилась с актером Робертом Волдерсом, с которым уже не рассталась, в 1982 году разведясь с Дотти.
«Мы с Робби нашли друг друга в ту пору, когда оба были очень несчастны. А теперь мы оба безумно счастливы снова».
За 45 лет кинокарьеры Одри снялась в более чем 25 фильмах, получила два "Оскара", три премии "BAFTA", три "Золотых глобуса", "Эмми", "Грэмми", "Тони" и множество номинаций. Ее последней главной ролью стала роль в комедии Питера Богдановича «Все они смеялись», которая была тепло встречена критиками. В 1987 году Одри «ради развлечения» (как она сама говорила) приняла участие в детективном телефильме «Любовь среди воров», а в 1989 году снялась в кино последний раз. Это была символичная роль Ангела в фильме Стивена Спилберга «Всегда».
«Если тебе понадобится рука помощи, знай, она у тебя есть - твоя собственная. Когда ты станешь старше, ты поймёшь, что у тебя две руки: одна - чтобы помогать себе, а другая - чтобы помогать другим»
Несмотря на окончание кинокарьеры, Одри не собиралась прекращать активную деятельность. Страшные детские воспоминания войны, голода, больных недоедающих детей причиняли ей боль всю ее жизнь, порождали в ней постоянную потребность помогать тем, кто больше всего нуждается в помощи и заботе. Из этого следует, что Одри была невероятно добрым человеком: несмотря на успехи, блестящее окружение, огромные гонорары и всемирную славу, навсегда отдалившую ее от войны, грязных подвалов, голода, страха и одиночества, Одри по-прежнему оставалась той самой девочкой со скакалкой, которая помогала по мере сил своему брату бороться со злом.
Последней главой ее жизни стала должность посла доброй воли ЮНИСЕФ. Во многом в этой работе ей помог дар полиглота - Одри свободно владела французским, английским, итальянским и нидерландским языками, а также самостоятельно выучила испанский. Её сотрудничество с ЮНИСЕФ началось ещё в 1954 году с участия в радиопередачах. Первая ее миссия состоялась в 1988 году в Эфиопию, где она посетила детский дом. Далее были компания по иммунизации в Турции, трущобы в Южной Америке, в следующем году Центральная Америка – Гондурас, Сальвадор и Гватемалы, операция «Линия жизни», Сомали, Вьетнам...
Она могла бы сутками валяться в гамаке где-нибудь на Бермудах или Майами, попивая коктейль, читая книги и глядя на прекрасное море. Вместо этого она летала по миру, видя нищету, болезни и голод и стараясь помочь везде, где возможно было помочь. В 1992 году Одри была награждена президентской медалью свободы. Американская Академия киноискусства наградила её Гуманитарной премией им. Джина Хершолта за помощь человечеству посмертно.
Несмотря на крепость духа и финансовое благополучие, дававшее ей доступ к современной медицине, страшные военные годы и голод роковым образом сказались на организме Одри: у нее обнаружили рак. Медики были бессильны: Одри скончалась в 63 года в окружении своих родных, близких и любимых людей. На её похороны пришло около 25 тысяч человек. Тело актрисы несли главные мужчины её жизни: сыновья, модельер Юбер де Живанши, любимый Волдерс и второй муж Дотти. Вслед за процессией вели под руки ее первого супруга Мела Феррера.
В день ее смерти Элизабет Тейлор произнесла: