Приветствую вас на моем канале "Семейное благо", дорогие читатели. В опросе о купеческих семьях, который я недавно проводил на моем канале "победили" сразу две семьи меценатов - Третьяковы и Рябушинские. Поэтому сегодня моя статья посвящена братьям Павлу и Сергею Третьяковым, основателям знаменитой Третьяковской галереи.
Павел был старшим ребенком в семье своего отца Михаила Захаровича Третьякова - купца и промышленника, торговавшего тканями и пуговицами, а также владеющего бумагокрасительной и тканеотделочной фабриками.
Сергей был всего на год младше Павла, и они всегда были близки. Даже во владение фабрикой по завещанию отца они вступили вместе и никогда не ссорились. Сергей как младший брат, конечно, во многом прислушивался к брату и никогда не хотел с ним конкурировать. До сих пор непонятно откуда у купцов и фабрикантов Третьяковых, которые привыкли считать деньги и следить за производством, появилась такая неподдельная любовь к искусствам. Но уже в детстве маленького Павлушу очень интересовали всякого рода живописные изображения. Однажды он даже купил несколько лубочных картинок на все скопленные деньги.
По мере взросления вкусы Третьякова менялись, но любовь к искусству только крепла. Он стал покупать картины, которые не могли оставить его равнодушным. Среди них было много полотен никому не известных молодых художников, в которых Павел Михайлович первым разглядел настоящий талант. Среди них и Виктор, Васнецов, и Илья Репин, и Иван Крамской, и Валентин Серов и многие другие.
Сергей Павлович по примеру брата тоже увлекся коллекционированием живописи, но чтобы не вступать в конкуренцию с ним, а напротив, дополнить уже имеющуюся коллекцию, он собирал в основном картины художников зарубежных. Сергея Павловича влекли французские пейзажи и академическая европейская живопись.
Семейная жизнь знаменитых братьев сложилась по-разному. Сергей Михайлович женился раньше, но прожил с любимой женой Елизаветой Сергеевной Мазуриной совсем недолго. Молодые родители успели порадоваться рождению сына Николая. А во время вторых родов Елизавета скончалась.
А вот следующий брак Третьякова-младшего с Еленой Андреевной Метвеевой оказался несчастливым. Супруги в основном жили отдельно: Сергей в Москве, где занимался семейным делом, а Елена - за границей, где устраивала шикарные приемы и веселилась как могла.
Детей у них не было, и единственной радостью Сергея Михайловича оставался Коленька - сын от любимой Елизаветы. Мальчик рос в увлеченности отца живописью и существовал в окружении картин, поэтому неудивительно, что Николай Третьяков стал художником.
Павел Михайлович женился гораздо позднее, но его брак оказался долгим и счастливым. Вера Николаевна Мамонтова была из другого рода знаменитых купцов-меценатов и прекрасно понимала мужа, который порой тратил на картины целое состояние. Как и Павел Михайлович, его супруга от природы обладала тонким художественным вкусом. Поэтому и своих шестерых детей пара воспитывала в атмосфере музыки и литературы, изобразительного и театрального искусства. В семье царила настоящая любовь и радость:
"Искренно от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья!», - писал Павел Третьяков своей супруге.
Дети Третьяковых росли в радости и любви и чувствовали себя по-настоящему счастливыми. Старшая дочь Вера так вспоминала о своем детстве:
"Если детство может действительно быть счастливым, то мое детство было таковым. То доверие, та гармония между любимыми людьми, любившими нас и о нас заботившимися, было, мне кажется, самым ценным и радостным».
Это детство во многом и определило будущее детей Павла Третьякова, в котором искусство, гармония и любовь всегда были на первом месте.
Вера Третьякова вышла замуж за музыканта Александра Ильича Зилоти, Любовь Павловна за художника Николая Николаевича Гриценко, а овдовев, позже за другого художника Льва Самойловича Бакста.
Младшие же дочери Александра и Мария стали женами братьев Боткиных, коллекционеров, сыновей знаменитого врача Сергея Петровича Боткина. Все браки Третьяковых оказались очень счастливыми.
Павел Михайлович сильно переживал потерю младшего брата и очень винил себя, что так и не успел заказать никому из художников его портрет. В результате Валентин Серов написал его по фотографии Сергея Михайловича.
Братья Третьяковы изначально собирались передать свою коллекцию картин Москве, они прекрасно осознавали свой вклад в культуру своей страны. И мечтали, чтобы их собрание картин увидели все русские люди, а не только избранные.
"Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях. Мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь…",- писал Павел Михайлович Третьяков.
Самыми важными вещами в жизни братьев Третьяковых была их семья и коллекция картин, которая и увековечила память их на века.