В этой статье:
- Введение
- Ораторское искусство и почему все так помешаны на нём?
- Как мы определяем успешное это выступление или нет
- Готовимся к выступлению и устраняем факторы, мешающие выступать
- Как вести себя на сцене
- Проводим эксперимент и доказываем, что оратором может стать каждый
- Результаты проекта
Умение публично выступать- это не врождённый навык. Не существуют людей, которые совсем не волнуются перед выступлением и завоевывают внимание слушателей в зале без малейшей подготовки. За хорошей речью лежит большая кропотливая работа, не даром в Древней Греции умение выступать на публике называлось ораторским искусством, а приемами превращения обычной речи в ораторскую занималась такая наука, как риторика.
Сегодня очень многие люди хотят овладеть таким навыком, потому что умение говорить помогает людям, чтобы их оценили по достоинству. Например, Стив Джобс был не только успешным предпринимателем, но и ярким спикером. Его речи расходились на цитаты, а исследователи и тренера по ораторскому искусству выстраивали методики и приемы по его презентациям. И в этом проекте я докажу, что красиво говорить на публику может каждый!
Ораторское искусство и почему все так помешаны на нём?
Это практика убедительных публичных выступлений. Оратор, который способен создать яркий текст и качественно его передать, способен привлечь внимание аудитории и склонить ее на свою сторону. Великими ораторами называли Уинстона Черчилля, Льва Троцкого и Стива Джобса. Эти люди умели вдохновлять остальных своими идеями и вести за собой толпы, как в прямом, так и переносном смысле.
Публичное и деловое общение активно вошло в повседневную жизнь современного человека. Мы выступаем на конференциях, рассказываем доклады, отвечаем на уроках, общаемся через голосовые мессенджеры и читаем поздравительные речи. Этот процесс стал очень активным, и саморазвивающемуся человеку важно работать над подачей своей речи.
Ораторское искусство — это глубокая, целостная работа личности над собой. Такая работа обогащает, делает человека многомерным. Затрагивает все грани внешней и внутренней жизни не менее (а может и более) глубоко, чем, скажем, чтение, рисование, занятия музыкой или танцами. Это инструмент познания себя, и это важно для каждого, я полагаю.
Как мы определяем успешное это выступление или нет
Сначала рассмотрим из чего в общем состоит публичное выступление. Во-первых, из информации, которую мы хотим донести до слушателя, она может быть в формате доклада, отчета и того рода, также в некоторых выступлениях эта информация сопровождается презентацией видео и фото изображениями. Один из элементов выступления может считаться его сценарий. Но самое сложное- это речь и язык тела, на это должен делаться больший уклон. Для того, чтобы сделать выступление успешным, нужно кропотливо работать над всеми аспектами выступления.
Представим, что вам, например, нужно сделать доклад. Сперва вы должны поставить определённую цель вашего доклада (Рассказать о дополнительной информации, которой нет в школьной программе; показать прибыльность определенной стратегии в бизнесе), далее определить аудиторию, для кого вы будете рассказывать, кому именно нужна эта информация (Ученикам 10” А”; директору ООО” Радуга”) и помнить о проблеме, на которую вы можете сделать акцент, когда будете выступать (Мало информации на определённую тему в школьной программе; Бизнес ООО” Радуга” придерживаться неправильной стратегии). Теперь, только когда вы всё это проанализируете, можете начинать делать доклад.
Готовимся к выступлению и устраняем факторы, мешающие выступать
Построение своего выступления
Итак, у вас есть вся необходимая информация для своего выступления, давайте подумаем о сценарии. Начнем с вступления, с первых минут выступления покажите, что оно будет интересным, захватите внимание слушателя. Трамплином для развития вашего выступления могут послужить интересные данные статистики. Например: "А вы знаете, что уже через 3 минуты выступления человек перестает слушать спикера, если не находит ничего значимого для себя?". Также есть такие интересные приемы, которые обратят на вас внимание:
-Молчание — невероятно эффектный инструмент.
Начните своё выступление с паузы, не бросайтесь сразу на аудиторию. Тишина сама обратит внимание зрителей на вас. Кроме того, эти секунды играют в вашу пользу: используйте их, чтобы собраться с мыслями и окинуть взглядом аудиторию.
-Задайте аудитории вопрос. Когда люди не пассивно воспринимают информацию, а включаются в поиск ответа, градус внимания сразу повышается.
- Цитата. Найдите подходящую цитату известного человека, она может стать хорошей отправной точкой вашего рассуждения.
- Необычная статистика. Лучше, чем интересная статистика, действует парадоксальная или забавная статистика. Например: "Каждую секунду в мире рождается 3 человека, значит, с начала моего выступления родилось уже 180 человек".
- Короткая история, которая занимает не более 30 секунд и непосредственно раскрывает тему. Помните, что Стив Джобс славился именно историями, и если ваша тема это позволяет, то попробуйте создать рассказ. Повествование строится вокруг героя или события
Чтобы сделать своё выступление интереснее, можете показать фотографию или небольшое видео. Можно даже показать какой-то предмет, который имеет отношение к теме выступления. Используйте возможности PowerPoint, ведь более 70% людей лучше воспринимают информацию визуально.
Логическую часть финала выступления можно усилить, прямо обратившись к аудитории. Речь идет не о смысловом призыве, а скорее об эмоциональном «послевкусии» от речи. Закончив выступать по теме, можно поблагодарить публику за внимание. Концовка нейтральна, не несет особой смысловой нагрузки, но эффективна и уместна
Подготовка перед выступлением
Начнем с небольшого нюанса, не стоит расписывать свою речь полностью— письменный текст отличается от устного и может звучать искусственно. Лучше всегда готовить тезисную структуру рассказа, а на выступлении доносить мысли своими словами. Над структурой важно работать заранее, чтобы к выступлению выучить очерёдность смысловых блоков. Запомнить будет проще, если придерживаться трёхчастной структуры: одна тема — три основных мысли, один тезис — три доказательства.
Слова не нужно зубрить — если однажды запнётесь, есть риск не вспомнить всю остальную речь. Важно хорошо знать структуру выступления и главные мысли — тогда вы сможете переформулировать сказанное и даже вернуться на шаг назад, если запутаетесь.
Выучить полезно несколько ярких фраз для старта и завершения: так вы зададите нужный тон выступлению и сделаете концовку запоминающейся
Как вести себя на сцене
Аудитория воспринимает автора целостно: как он зашёл, как стоит, как говорит. Поэтому, подготовив содержание, не забудьте и про оболочку.
Голос
Если вы быстро и высоко произносите звуки, то даже нобелевская речь будет восприниматься с трудом. Голосом можно управлять: контролировать его высоту, скорость, регистр, в котором вы говорите, менять интонации.
Паузы
Дальше развивая свою тему, не забывайте также делать паузы между основными частями выступления: введением, основными тезисами и заключением. Так вы помогаете аудитории на слух структурировать свою речь. Если ваша речь содержит вопросы (а их включает практически любое динамичное выступление), используйте паузы после того, как спросите о чём-то слушателей. За паузой может последовать ответ, а если вопрос был риторическим, то это время аудитория сможет потратить на более глубокое погружение в суть. Паузы- это очень мощный инструмент контроля.
Жесты
Невербальное общение имеет колоссальное значение. Если вы всё время сжимаете кулаки, повёрнуты спиной (потому что читаете с экрана), или закрываетесь от публики, то не помогут любые попытки говорить самым доброжелательным голосом.
Старайтесь быть открытым: повёрнутые к залу ладони, искренняя улыбка, руки, которые не норовят то и дело оказаться в кармане — всё это сыграет в вашу пользу.
Даже короткое выступление тяжело слушать, если спикер «приклеен» к одной точке, а уж тем более, если его речь монотонна. Двигайтесь по сцене, меняйте своё положение (вы можете сидеть, стоять, поворачиваться). Если вы используете визуальные заметки, то переключайте внимание с экрана на карточки, на себя, на помещение и т.п.
Если чувствуете, что можете запутаться — не жестикулируйте. Это нормально. Новичкам сложно уследить сразу за всем: помнить текст, контролировать голос и мимику, смотреть на людей в зале и жестикулировать.
Взаимодействие с аудиторией
По сути, всё, что вы делали до этого, нацелено на то, чтобы донести мысль до зрителей. Поэтому задавайте вопросы, прислушивайтесь к их комментариям, не забывайте про зрительный контакт. Всё это — важная часть вашего выступления.
Проводим эксперимент и доказываем, что оратором может стать каждый
Целью эксперимента, как и самого проекта, являлось доказательство того, что каждый человек сможет красиво говорить и выступать
Гипотеза такая, что если дать определённые советы, практики и приёмы, то учащиеся, у которых есть трудности с выступлениями, смогут свободно и уверенно выступать на публику.
В ходе эксперимента использовалась анкета для аудитории, а также для самого докладчика. По мимо этого было 7 докладов, которые были на интересные и актуальные темы для аудитории, например, доклад “Что такое чеховское ружьё и где такой приём можно встретить в Атаке Титанов?”. В первой анкете спрашивался возраст зрителя, потому что на мой эксперимент я пригласила не только некоторых учащихся 11го класса, но и учащихся из другой школы не младше 12 лет, будет интересно посмотреть на то, влияет ли возраст на ответы. Во втором же вопросе можно было ответить на вопрос-,“ Слушали ли вы доклад?”-, чтобы узнать о том, каков процент слушателей привлёк докладчик. Также из этой анкеты можно узнать о том, насколько легко усваивалась информация, какова была речь нашего спикера и т.д. Вторая анкета была для докладчика, и она больше про его самочувствие, было ли страшно выступать, было ли сложно подготовиться к докладу, ведь очень важно, чтобы не только зрителям было интересно слушать, но и чтобы оратор чувствовал себя комфортно на выступлении.
Теперь рассмотрим сам ход эксперимента, изначально я дала семерым людям одинаковый доклад, и дала каждому по 10 минут подготовки, с условием, что можно подглядывать и немного читать, далее я прослушала каждого докладчика и отобрала только троих, у которых были явные проблемы с выступлением. Я это сделала, чтобы все троя были на одном уровне своих навыков. Сперва мы собираем аудиторию людей возрастным промежутком 12-16 лет- это будет наша аудитория, я организовываю вечер с тремя докладчиками, где каждый из них уже с разными докладами на интересные темы будут рассказывать их. Они готовились только час, могли подсматривать и немного читать, а час, потому что в этот раз текст был по больше. После того, как первый докладчик выступил, я каждому зрителю выдаю анкету и также выдаю анкету самому докладчику. Итак, выдаю анкеты после каждого спикера. После того, как мероприятие закончилось, всю следующую неделю я занималась с ними тремя, давая им советы, как правильно подготовиться, какой нужен темп, громкость и некоторые интересные приемы и советы, также они тренировались на других докладах и обычных текстах. На следующих выходных я также всех собирала, и выдала новые доклады, чтобы зрителям было интересно слушать, проделывая ту же самую работу с анкетами. В итоге я собирала все анкеты и делала их анализ на то, насколько менялось выступление в глазах зрителя и докладчика.
Проанализировав данные, я была довольна результатом, потому что моя гипотеза подтвердилась, и второе выступление учащихся прошло намного лучше прошлого, а аудитория была довольна и хотела прийти ещё, что-нибудь послушать. Все результаты я собрала в таблицы, были три таблицы для трех спикеров, где были три колонки, в двух которых были результаты до и после, а в первом столбце были вопросы из анкеты для аудитории. Также я и не забыла об анкете для докладчика, и просто сделала листы с вопросами и двумя ответами учеников до и после для сравнения.
В итоге, моя гипотеза подтвердилась, и подопытные убедились в ней тоже, что каждый человек может научиться красиво выступать и говорить на публике
Результаты проекта
Подводя итоги, мы выполнили ряд задач:
1) Изучили интернет-источники и научно-популярную литературу, и узнали об ораторском искусстве, упражнениях и приёмах для хорошего выступления. А также узнали, как справиться с волнением перед сценой, и о мелких деталях, которые сделают твою презентацию интереснее.
2) Провели анкетирование, и выявили актуальность проблемы, и незнание о причинах волнения у учеников.
3)Также провели эксперимент, на основе доказали, что каждый сможет научиться классно выступать.
4) Написали статью о полученных результатах и представили 11”А” классу.
Также я больше узнала об ораторском искусстве, теперь буду применять свои советы на практике и совершенствоваться в этом не легком искусстве, который требует кропотливой работы.
Этот эксперимент помог прежде всего трём подопытным, которые не побоялись и захотели поучаствовать в эксперименте. Также он помог доказать, что круто выступать сможет каждый после кропотливой работы, что поможет тем, кто совсем боится выступать и не хочет ни при каких условиях.
Спасибо за прочтение! Надеюсь эта статься была вам полезна!