почти семь месяцев работы над больной иконой в аварийном состоянии, для хорошего старого городского храма, с которым много связано.
Икона крупная, храмовая, из утраченного иконостаса. Навскидку видно, что дела худы: нижняя часть отсырела и скрыта за синеньким масляным слоем, швы раскрыты, золото стёрто до левкаса, всё-всё-всё шелушится.
И на поверхности, и в тоще всех слоёв - многочисленные щясливые колонии бактерий, пожирающие материалы иконы. Этот пир надо срочно останавливать и огнемётом их, специальным таким огнемётом. Мечтаю тихонько о далеках для реставратора.
Начинаю работать; очишаются крошечные сохранившиеся участки позолоты и цветных эмалей. Это долго, сложно технически, часто неожиданно.
Вот так - по всему полю с красивым орнаментом. Уничтожая по дороге вредителей, разглаживая рельеф, приклеивая микрочастицы.
Очень много жирных грязей. Очень много. Все надо снимать послойно, аккуратно и внимательно - и тогда открывается качественная живопись.
Проходит время; материалы стабилизируются, запускаются новые процессы, останавливаются аварийные . Сажаются на место стоящие дыбом фрагменты; потом икону можно будет ставить вертикально. А пока - моя любимая стадия: смотреть, как песчаные тяжеленные подушки образуют свой орнамент.
Тут снова проходит много времени с совершенно нефотогеничными операциями - извлечение чужеродных элементов, заполнение лакун всех видов, вылечивание швов. Икона из инвалида превращается в цельную, ухоженную. По заполненным лакунам можно уже работать - восполнять утраченные фрагменты.
Отдельно ведутся работы с драпировками - потёртыми, с многочисленными мелкими утратами; и отдельно - с элементами фона. Собирается вызолоченная орнаментальная рамка.
...и когда икону почти доделаешь - всё равно удивляешься: а куда ушло столько времени, а.
Кто не видел икону в мастерской - приходите теперь в Ильинский храм.
* И - спасибо,что прочитали. Не пожалейте сердечко поставить, пжлст: это помогает делать маленькое хорошее дело.
И - традиционно - ссылка на другие записи о моей мастерской и прекрасных иконах.