Некоторые истребители вошли в историю как самые быстрые, есть самые дорогие, есть самые совершенные. Тем не менее, количество самолетов также имеет значение. Но какие истребители станут самым популярным выбором для ВВС мира в 2023 году?
Конечно, необходимо сразу предупредить: возможно, мы никогда не узнаем точных цифр. Часть самолетов может быть неработоспособной, потерянной в боях или использованной на запчасти. Однако наши цифры наиболее близки к истине.
Хотя для составления этого списка использовались данные Flight International 2023, мы также включили дополнительную информацию из военного баланса Международного института стратегических исследований и других источников, таких как Lockheed Martin и Boeing.
10. Northrop F-5: более 400
Один из старейших самолетов в этом списке, F-5 был разработан еще в 1950-х годах и с тех пор участвовал во множестве конфликтов. Из более чем 2,6 тыс. выпущенных самолетов чуть более 400 до сих пор считаются действующими, большинство из которых служат в бразильских, южнокорейских, иранских и тайваньских военно-воздушных силах.
Существует высокая вероятность того, что количество действующих F-5 намного меньше, поскольку большинство этих самолетов чрезвычайно стары.
9. Eurofighter Typhoon: более 570
Созданный как общеевропейский истребитель, Eurofighter Typhoon эксплуатируется не только европейскими военно-воздушными силами (немецкими, испанскими, итальянскими, австрийскими и британскими военно-воздушными силами), но и многими странами Ближнего Востока. Он экспортируется в Оман, Катар, Саудовскую Аравию и Кувейт.
Кроме того, самолет все еще находится в производстве, и страны продолжают размещать на него заказы. Таким образом, количество этих машин, вероятно, будет расти в ближайшие годы.
8. Chengdu J-10: более 580
Реактивный самолет четвертого поколения, разработанный Китаем в 90-х годах быстро стал одним из самых популярных в Народно-освободительной армии Китая. Хотя экспортировано J-10 было очень мало (Пакистан - единственная страна), их было произведено довольно много.
Из-за закрытости данных Китая мы не можем точно сказать, сколько. Оценки варьируются от 200 до 600, хотя более высокие цифры, скорее всего, ближе к истине, поскольку производство самолетов в последние годы идет полным ходом.
7. Lockheed Martin F-35 Lightning II: более 750
Единственный истребитель пятого поколения в нашем списке, который предназначался для замены более ранних моделей таких как F-16, F/A-18 и Harrier, в различных подразделениях вооруженных сил США. Другие страны, такие как Великобритания, Германия, Израиль, Австралия также заказали этот самолет, и он, очевидно, имеет огромный экспортный успех.
Несмотря на то, что F-35 был новаторским во многих отношениях, изначально у него были проблемы, и разработки значительно превысили бюджет. Однако, поскольку проблемы теперь устранены, Lockheed Martin продолжает наращивать производство F-35, поэтому их количество, вероятно, будет расти непрерывными темпами.
6. Семейство МиГ-29: более 800
МиГ-29 - советский ответ F-16, был сравнительно легким и дешевым истребителем, призванным заменить более тяжелый Су-27. Он экспортировался по всему миру и по-прежнему работает во многих странах, имевших когда-то тесные связи с СССР.
В 2000-х годах в России была создана модернизированная версия самолета МиГ-35. Однако она не получила распространения, и было выпущено чуть более десятка. Между тем мировой парк МиГ-29 продолжает сокращаться, так как многие из них выводятся из эксплуатации, а другие заканчивают свою жизнь в международных конфликтах.
5. Mcdonnell Douglas F/A-18 Hornet: более 820
Разработанный как палубный истребитель для ВМС США, F/A-18, также известный как F-18, много экспортировался в Австралию, Канаду, Испанию и другие страны для использования как обычный истребитель.
В 1990-х годах появилась сильно модернизированная версия F/A-18E/F Super Hornet, которая все еще находится в производстве. Тем временем ВМС США начали выводить из эксплуатации старые версии, заменяя их новыми по мере появления. Таким образом, хотя всего было произведено более 2 тыс. Hornet, на сегодня менее половины остаются в рабочем состоянии.
4. Mcdonnell Douglas F-15 Eagle: более 960
Это не только один из самых популярных, но и самый успешный истребитель из когда-либо созданных. Он одержал более 100 побед в воздушных боях, при этом ни разу не был сбит другими самолетами.
Помимо США большое количество F-15 эксплуатируется в Израиле, Южной Корее, Японии, Катаре, Саудовской Аравии и Сингапуре. Сегодня самолет все еще производится как Boeing F-15EX в относительно небольших количествах.
3. Семейство МиГ-21: более 1100
Трудно поверить, что МиГ-21 является не только одним из самых старых истребителей, находящихся на вооружении, но и одним из самых массовых. По отчетам в мире до сих пор эксплуатируется более 330 оригинальных МиГ-21, а также более 440 его китайских копий, обозначенных как Chengdu J-7, и столько же Chengdu F-7, экспортных версий J-7.
Однако надо иметь в виду, что эти цифры, скорее всего, не точны. Многие из самолетов очень старые и, вероятно, не в лучшем состоянии, поэтому МиГ-21, вероятно, должен быть в нашем чарте на несколько позиций ниже. Но нет никакой возможности узнать это точно, потому что военные не говорят открыто о своих реальных возможностях.
2. Семейство Су-27: более 1200
Су-27, разработанный в СССР как ответ на F-15, был чрезвычайно популярен и успешен. Он породил огромное семейство и производитель продолжал выпускать модернизированные версии, такие как Су-30, Су-34 и Су-35, а Китай разработал несколько "китаизированных" копий, таких как Shenyang J-11 и J-16.
Сегодня в эксплуатации осталось около 400 оригинальных Су-27, и их число сокращается. Тем не менее другие модели семейства продолжают производиться в больших количествах и экспортироваться по всему миру. И вполне вероятно, что этот самолет останется в небе еще десятилетия.
1. General Dynamics F-16 Fighting Falcon: более 2100
Первоначально разработанный как более дешевый и легкий аналог F-15, этот самолет стал одним из самых популярных и узнаваемых истребителей в мире: на сегодня произведено более 4,5 тыс. единиц. Тип остается в производстве по сей день.
Поскольку старые F-16 продолжают списываться, в войска поступают новые и модернизированные версии. Кроме того, все больше и больше стран продолжают заказывать эти самолеты. По словам его нынешнего производителя Lockheed Martin, производственные линии F-16 загружены полностью, компания не успевает выполнять все заказы и была вынуждена отложить некоторые поставки.
Используемый более чем в 20 странах F-16, безусловно, является самым широко распространенным истребителем в мире и, скорее всего, останется таковым в обозримом будущем.
А как насчет других, таких как JF-17, Су-25 и F-4?
Есть и другие самолеты, которые считаются как широко распространенные.
McDonnell Douglas F-4 Phantom II - один из них. Хотя было построено более 5 тыс. F-4, что делает его самым массовым западным сверхзвуковым истребителем, почти все они уже списаны, и только около 150 остаются в эксплуатации.
Су-25 — это не истребитель, а штурмовик, поэтому мы не брали его во внимание сразу. И кроме того, в мире используется около 400 Су-25, и это меньше чем F-5, стоящий на 10-м месте.
Некоторые медиа ресурсы недавно заявили, что CAC/PAC JF-17 Thunder, совместный китайско-пакистанский истребитель, находится на пути к тому, чтобы стать самым широко распространенным в мире. Однако до сих пор было изготовлено всего около 150 единиц. В настоящее время самолет служит всего в трех странах, хотя есть еще страны, которые рассматривают возможность заказа его в будущем.
Если сравнивать JF-17 с любым самолетом в этом списке, то он, конечно, не очень широко эксплуатируется. А поскольку пока нет доказательств того, что Китай и Пакистан вдруг начнут производить JF-17 тысячами, перспектива того, что он возглавит этот список, не очень просматривается.
Источник: AeroTime
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале
- "Не надо было начинать". Гражданская авиация в России и события в Украине