Найти в Дзене

Частые проблемы в развитии речи у дошкольников

Оглавление

Прислушайтесь к тому, как разговаривают дошкольники: если вы услышите, что речь ребенка изобилует синонимами, яркими, живыми описаниями и меткими дополнениями, то знайте — это большая редкость. Вот почему в возрасте от 3 до 7 лет так важно дать малышу представление о правильной речи. Не упустите этот драгоценное время, поскольку именно в этот период ребенок наиболее восприимчив к усвоению этого бесценного навыка. От родителей мы можем унаследовать форму лица, особенности телосложения, цвет глаз и волос, но мы не может позаимствовать у них полностью сформированную речь. Речевые наработки не закрепляются в наших генах.

Речь человека можно уподобить саду, где сияющими подсолнухами поднимаются восклицания, по опорам взбираются вьющиеся вопросы, широко раскинулись арки диалогов и цветут фиалки междометий. Если у вас нет возможности обратится к педагогу, то лучше самостоятельно взяться за взращивание этого сада, тщательно удаляя из него сорные слова, формируя кроны предложений, поливая почву многообразием интонаций и смыслов. Чтобы садик цвел и благоденствовал, нужно всячески защищать его, ухаживать и оберегать от вредных насекомых. Каких вредителей можно встретить там?

-2

Наиболее распространенные проблемы

  • Речь ребенка представляет набор простых предложений (ситуативная речь), отсутствие распространенных предложений.
  • Словарный запас очень мал и малышу трудно выражать свои мысли.
  • Обилие сленговых слов, почерпнутых любознательным крохой из телевизионных передач, наличие в языке нелитературных слов и выражений.
  • Проблемы с построением диалога.
  • Ребенку сложно построить сформулировать вопрос и дать развернутый или емкий ответ, когда этого требует ситуация.
  • Дошкольнику трудно строить монолог. Не нужно требовать от малышей монологов Гамлета — будет вполне достаточно рассказа на заданную тему или пересказа текста своими словами. В школе этот навык очень им пригодится.
  • Ребенок делает определенные выводы или заявления, но логического обоснования предложить не может.
  • Неразвитая культура речи. Малыш не умет правильно использовать интонации, не контролирует громкость голоса и темп речи. В связи с этим речь может быть монотонной, сбивчивой и невнятной.
  • Затрудненная дикция.
-3

Как развивать речь малыша, чтобы ему было интересно и весело

Обучать ребенка правильной речи необходимо с помощью занимательных игр. Лучше всего для этого подходят короткие истории книжки и книжки-пазлы — малышу будет интересно, а сам разговор будет непринужденным, ведь это не скучный урок!

Беседа по картинке

У ребенка есть книжечка из серии «Мягкие машинки»? Прекрасно! Пусть малыш, глядя на картинки и не читая текст, расскажет вам историю своего любимого героя Пароходика! Собирая красочную книжку-пазл о Красной Шапочке, кроха поделится с вами необыкновенными приключениями этой маленькой девочки и ответит на все ваши вопросы. Обсуждение картинки лучше строить по принципу «вопрос-ответ». Используйте такие вопросительные слова как: Что? Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Зачем? Почему?

Эта методика способствует развитию контекстной речи у ребенка.  До трех лет любимые выражения карапуза это «Папа, дай», «Мама, пошли», «Хочу эту машинку» и т.д.. Они относятся к ситуативной речи. Проще говоря, «что вижу, о том и пою». Контекстная речь, напротив, не связана с конкретной ситуацией или предметом; овладевая ей, ребенок учится говорить отвлеченно.

Большой и маленький

Вернемся к Красной Шапочке. Помните вопрос: «Бабушка, почему у тебя такие большие уши?» Это очень хорошая иллюстрация упражнения для детей «Большой и маленький». Откройте книжку на страничке, где изображена Красная Шапочка и Волк, и спросите, что там изображено. У вас должен состояться примерно такой диалог: - Что это у нас на картинке? - Девочка и волк. - Какая девочка? - Маленькая. - А какой Волк? - Большой. - Правильно. Девочка намного ниже Волка, а он очень высокий. А еще есть поговорка «Маленький, да удаленький, велик, да дик». Как ты думаешь, это про нашу сказку? И так далее. После таких упражнений ребенок научится правильно использовать определения, находить близкие по смыслу слова и разберется с уточнениями.

-4

Домашний театр

Если малышу нравится сказка «Колобок», то вы можете разыграть ее дома с помощью набора для пальчикового театра. Пусть малыш расскажет историю Колобка и других персонажей, используя различные интонации, объяснит почему колобок ушел от Бабушки и Дедушки и т.д..

Говорящие книжки и игрушки

Чтобы ребенок научился чувствовать живую речь, можно воспользоваться говорящей книжкой про Мамонтенка из серии «Говорящие Мультяшки»  - слушая ее вместе с малышом, обращайте внимание на то, как говорят персонажи, на их интонации и эмоции. Дайте ребенку возможность поговорить с говорящей мягкой игрушкой и сами поучаствуйте в этом веселом диалоге. Лучший друг малыша, Пингвиненок будет прекрасным собеседником!