Найти в Дзене
Александр Майсурян

100 лет назад. Ленин продолжает диктовать «завещание»

100 лет назад, 23 января 1923 года, Владимир Ильич Ульянов-Ленин продолжал диктовать своё «завещание», как позднее стали называть его последние статьи. В этот день он продиктовал работу под названием «Как нам реорганизовать Рабкрин».
В ней он описывал проект сложных и не очень понятных для современного читателя реформ. Но смысл проекта предельно ясно изложен в конце статьи:

«Конечно, в нашей Советской республике социальный строй основан на сотрудничестве двух классов: рабочих и крестьян, к которому теперь допущены на известных условиях и «нэпманы», т.е. буржуазия. Если возникнут серьёзные классовые разногласия между этими классами, тогда раскол будет неизбежен, но в нашем социальном строе не заложены с необходимостью основания неизбежности такого раскола, и главная задача нашего ЦК и ЦКК, как и нашей партии в целом, состоит в том, чтобы внимательно следить за обстоятельствами, из которых может вытечь раскол, и предупреждать их, ибо в последнем счёте судьба нашей республики будет зависеть от того, пойдёт ли крестьянская масса с рабочим классом, сохраняя верность союзу с ним, или она даст «нэпманам», т.е. новой буржуазии, разъединить себя с рабочими, расколоть себя с ними. Чем яснее мы будем видеть перед собою этот двоякий исход, чем яснее будут понимать его все наши рабочие и крестьяне, тем больше шансов на то, что нам удастся избегнуть раскола, который был бы губителен для Советской республики».

-2

Если мы бросим взгляд на дальнейшую историю СССР, то увидим, что в 1928 году тот самый раскол крестьянства и рабочего класса, которого опасался Ильич, случился. Крестьянство пошло за «нэпманами» и устроило хлебную забастовку. После чего хлебные магазины, несмотря на богатый урожай, опустели, а СССР вступил в «полосу трудностей», как её тогда называли, которая продолжалась вплоть до начала 1935 года. И хотя он выбрался из этой полосы, но не без потерь, и уже совсем не тем, каким в неё вступил... Дальше эти проблемы стали только нарастать и фактически то, что мы видим сейчас вокруг себя — продолжение этих проблем. Но это, как говорится, уже совсем другая история...
А могли ли реформы, предложенные Ильичём, повернуть события в другое русло? Это вопрос непростой. Откровенно говоря, мы не знаем. Но что мы знаем точно — они были по форме как бы одобрены, а по сути — высмеяны и забыты. Да-да, это не сильное слово, вот посмотрите, например, на эту карикатуру 1923 года. На ней изображено то, что предлагал в своей статье Ильич — слияние Рабкрина, он же РКИ (слева стоит «жених», глава Рабкрина Валериан Куйбышев с портфелем «РКИ» под мышкой) и ЦКК (справа стоит «невеста» глава ЦКК Арон Сольц). Но это насмешка отнюдь не над Сольцем и не над Куйбышевым, а как раз над планом Ленина...

-3

Рисунок Л.М. Журнал «Красный перец», 1923. «Под венец. Картина неизвестного художника по неизвестному поводу».

Такие дела...