«Красота есть одеяние Истины.»
Н. К. Рерих
Содержание и весь этнический облик казахского народного искусства пронизан орнаментальной составляющей: во всем его богатстве и разнообразии композиционных форм, колорита, смыслового и символического значения.
Орнамент, сконцентрировав в себе смысл и мощь определенных понятий, отражает знания, не облекаемые в словесные и письменные формы. Он сохранил в себе память о времени, когда люди воспринимали себя в единстве с природой, когда Космос естественно входил в жизнь кочевника. Легенды и сказания повествовали о героях, образы которых символизировали созвездия, заложившие истоки многих родов. Человек пытался создать вокруг себя подобие макровселенной, перенося ее стройную систему в свое жилище.
Задумываясь над смыслом жизни, народ верил в высшее руководство, сопровождавшее род человеческий от начала времен. Мудрецы древности передавали своим ученикам полученные из высшего источника знания символами, которые постепенно перешли в народное творчество, утратив свой изначальный смысл. Однако люди чувствовали их сокровенную значимость и украшали этими знаками свой быт. Символы, в свою очередь, были призваны напоминать о важных духовных истинах, создавая линию преемственности от древнейших знаний к последующим поколениям, сохраняя их охранительную и защитную функцию.
Традиционным и широко распространенным символом является орнамент. В нем прочитываются не только космогонические мотивы, мир флоры и фауны, но и природные стихии. Например, Земля изображалась в виде квадрата или ромба – шаршы; вода – волнообразной линией; огонь – в виде языков пламени. Многие обряды и обычаи были связаны с почитанием и обожествлением всех стихий. Но стихии огня кочевники всегда придавали особое значение, его символ находим на многих тканых и вышитых изделиях.
Ковры из разных стран и различного дизайна и стиля, можно посмотреть и приобрести в нашей студии ковров Persepol.