Девишник обадал целым рядом ритуалов, чтобы не спугнуть, так сказать, будущую семейную удачу.
Ритуалы начинались сразу после сговора и длились вплоть до отъезда невесты на венчание. Все обрядовые действа были направлены на прощание невесты с её вольной жизнью, с родимым отчим домом, с любимыми подружками, с девичеством.
Первым делом невеста должна была прошествовать в сопровождении своих подруг по деревенской улице. Молодой необходимо было быть нарядной, а в руках держать еловую ветвь с лентами и цветами. Однако веселиться девушкам не дозволялось. Все они причитали и пели грустные песни.
Кстати, причитания на русских свадьбах были практически всегда и это крайне интересно. Ведь свадьба - это же не похороны. Откуда тогда такая традиция?
Дело в том, что деревенская жизнь была трудна, чтобы ни говорили те, кто восхваляет быт прошлых лет. Женщина должна была быть физически выносливой, здоровой, покладистой, ведь на ее плечи ложился колоссальный физический труд и моральная нагрузка. Заканчивалось время беззаботных танцев на лугах и встреч с подружками. Начиналась тяжелая жизнь с постоянными родами, восстановлением после них, физическим трудом, ежедневной заботой о всем доме.
В причитаниях невеста прощалась с родным домом и с подругами, жаловалась на своих родителей, которые отдавали её «на чужу-дальню сторону», предполагала, как плохо ей будет в чужом доме... Даже если невеста хотела замуж и жених был ей люб, она всё равно должна была причитать и плакать.
По пути невеста останавливалась возле каждого дома, показывалась перед соседями в красивом наряде, а после начинала причитать, жалуясь на судьбу. Соседи выходили на улицу, любовались невестой, прощались с ней.
После «Красования невесты» наступала очередь обряда «Прощание с девичьей красотой». Проводился он в доме родителей девушки в присутствии её сестёр и подруг.
Важная роль в данном действе принадлежала «Красоте» - предмету, который являлся материальным воплощением «девичьей красоты»: украшенная ёлочка или берёзовый веник, девичий головной убор, ленты, украшения.
Невеста, одетая в будничную одежду, садилась на лавку в бабьем куту и начинала причитать: слова её были направлены отцу и матери, которые отдают её замуж...
Затем в комнату вносили «Красоту» - наступал главный момент всех предсвадебных действий. Невеста передавала её своей ближайшей подруге или младшей сестре: «Ты носи, моя подруженька, Ты мою да дивью красоту...»
Девушки просили невесту в последний раз взглянуть на «Красоту» и со словами: «Как ёлочке не бывать больше зеленой, так и тебе, Марья Ивановна, не бывать больше в девках» принимали её.
Накануне венчания в доме невесты устраивали ещё один прощальный вечер, на который приглашались подруги и родственницы невесты.
На девичнике невеста сидела за столом под божницей, лицо её было полностью покрыто платком. Девушке полагалось быть печальной и в нужный момент обряда плакать и причитать. В этом ей помогали мать и подруги.
Далее проводили обряд «Расплетание девичьей косы» - ещё один этап перехода в статус замужней женщины. Заканчивался же девичник совместной трапезой и обменом небольшими подарками. В некоторых губерниях, особенно на юге России, он превращался в весёлую вечеринку с плясками и играми! И лишь невесте полагалось быты печальной...
❤️ СПАСИБО!
Огромное колличество авторских, уникальных статей читайте на НАШЕМ ПОРТАЛЕ NASLEDIE.DIGITAL! Получайте удовольствие от чтения