Найти в Дзене
MAYDAY

Человек, благодаря которому нельзя спастись из падающего самолёта.

Не задумывались ли вы, почему все таки нельзя спастись из самолёта который терпит крушение ?

Углубимся в историю: первый самолёт был изобретён братьями Уилбер и Орвилл Райт в 1903, это был примитивный одноместный деревянный планер на одном двигателе, а уже в 1914 вышел в свет пассажирский самолёт "Илья Муромец". Это был уже четырёх-двигательный биплан, который мог развивать скорость до 130 км/час.

И казалось бы, прошло уже свыше ста лет, а инженеры так и не додумались внедрить системы эвакуации из падающего самолёта ?

На самом деле, попытки были, но они делали только хуже. Как так спросите вы, давайте разбираться.

Самолёт летит со скоростью 700 км/час на высоте 10 километров, за бортом температура -50, и почти нечем дышать, так что без специального костюма человек на свежем воздухе не выживет. Более того, если каким то образом человек сможет выпрыгнуть из этих боковых дверей, то он имеет большой шанс быть разорванным потоком воздуха, располавиненным рулями высоты ( орган управления самолёта, который регулирует высоту полёта ) или же просто попасть в раскалённую струю двигателя.

После этих фактов можно уже понять, что спастись, просто нереально. Однако в истории самолётостроения попытались создать такой самолёт, у которого не было бы таких недостатков. Знакомьтесь: Boeing 727

Boeing 727 с открытым кормовым трапом.
Boeing 727 с открытым кормовым трапом.

У него была подобная кормовая лестница, которая позволяла безопасно выпрыгнуть из самолёта, и разумеется не на 10 километрах. В случае нештатной ситуации пилот может снизится до 2-3 километров, сбавить скорость хотя бы до 250 км/час, и в этом случае экипаж и пассажиры теоретически могут спастись. И оказалось, что до 24 ноября 1971 года так все и было.

В тот день, в три часа дня с диспетчером аэропорта Сиэтл Такома связался пилот рейса 305, и оказалось, что его Boeing 727 захвачен террористом, которой пронёс на борт бомбу. В 70-х годах пронести бомбу было вполне осуществимо, поскольку личные вещи пассажиров не досматривали.

Требование террориста было: 200.000 долларов, два комплекта парашютов, и дозаправка в Сиэтле. Аэропорт подключил к делу ФБР, и прибывшие сотрудники сразу поняли, что случай не типичный, во всяком случае для 70-х.

Человек зашедший на борт под вымышленным именем Дэн Купер, не был похож на типичного авиапирата того времени, чей интелект почти всегда сопоставим с улиткой.

Этот человек был интеллигентен, вежлив с экипажем самолёта, и совершенно спокоен, он даже расплачивался за колу и бурбон который заказывал у бортпроводников. Поэтому обычные пассажиры сладко спали и не догадывались, что их самолёт захвачен.

Ориентировочный фоторобот Дэна Купера
Ориентировочный фоторобот Дэна Купера

Теперь два парашюта. Тут одно из двух, лобо у него был сообщник, либо он собирался прыгать вместе с заложником. Так что вариант всунуть неисправный парашют не сработало. Ну и сумма выкупа - 200.000 долларов. На современные деньги это 13.500.000 рублей, что в данном случае совсем не много. Следовательно, собрать такую сумму наличными можно очень быстро, и террорист это знал. То есть тянуть время под таким предлогом не выйдет, и полиции потребовалось всего 2 часа чтобы собрать все, что запрашивал Купер. После того как ему доложили, что все его требования выполненны, он в половине шестого вечера разрешил пилотам идти на посадку. Пассажирам двухчасовую задержку объяснили не большими техническими проблемами. Они были раздражённы, но по прежнему не знали, что самолет захвачен. Задолго до прилёта самолёта, полицейские снайперы уже ждали на своих позициях, чтобы снять Купера по первому приказу. Вот только он был знаком с этими протоколами, и после посадки он приказал закрыть окна шторками, выключить внутренний свет, и рулить на отдалённую, но ярко освещенную полосу. В этом случае он мог хорошо видеть все пространство вокруг самолёта, а вот снайперы не могли рассмотреть, что происходит в салоне и кабине. Куперу передали сумку с деньгами и парашюты, после чего тот разрешил экипажу объявить пассажирам о высадке. Люди до сих пор незнали, что происходит. Единственная задержка появилась с заправкой самолёта.

Может у топливовоза действительно была проблема с насосом, а может ФБР просто пробовало тянуть время.

Так или иначе Дэн дал понять им, что знает точное время заправки этого самолета, и что если такое повторится, то самолёт взлетит на воздух, но уже в переносном смысле. В этот момент у ФБР появились некоторые мысли насчёт личности Купера, и последующие события, их подтвердили.

Дэн приказал пилотам не убирать шасси после взлета, оставить кормовую дверь открытой, и не герметизировать кабину, при этом закрылки должны быть выпущенны на 15 градусов, высота полёта не больше трех километров, а скорость 185 км/час, и курс на Мехико. Пилоты сообщили ему, что взлетать с открытым кормовым трапом опасно, и что при таком полёте потребуется дозаправка в городе Рино Штат Невада, на что Купер без проблем дал разрешение. Получив эту информацию ФБР поняли, что при посадке Купера на борту уже не будет. Поэтому пилотам двух истребителей f-106 дали приказ отследить прыжок Купера и сообщить координаты приземления, в этом случае поиски его на земле не заняло бы много времени. Этот план сработал бы если террористом был кто-то менее осведомлён. Дело в том, что по меркам коммерческой пассажирской авиации, Boeing 727 был очень необычным самолётом. Во первых его можно было очень быстро заправить благодаря единому топливного порту. На остальных самолётах того времени, требовалось по отдельности заправлять каждый бак, что занимало куда больше времени. Во вторых он был способен на непрерывный маловысотный низкоскоростной полёт. И настройка закрылков в 15 градусов была уникальна.

В третьих у него была кормовая лестница лестница, высоко поднятые двигатели, которые исключили возможность попдания в реактивную струю. По этим причинам Boeing 727 использовался ЦРУ, для переброски агентов и припасов в тыл, во время войны во Вьетнаме. Мало того, Кумер обладал той специфической информацией, которая не разглашалась гражданским пилотам. Например то, что кормовой трап можно открыть прямо во время полёта, и из кабины нельзя этому помешать. Благодаря этому появилось мнение, что Дэн был ветеран ВВС США.

Теперь вернёмся плану, согласно которому два пилота f-106 должны были отследить прыжок Купера. Но в нём был изъян. На скорости менее 250 км/час эти реактивные истребители уходили в сваливание. Простыми словами падали от нехватки скорости.

Поэтому пилотам истребителей пришлось летать кругами, а следить в такой ситуации за трапов ещё ещё ночью, было весьма сложно.

В 20:13 начался ливень, и видимость снизилась почти до нуля, в это же время пилоты увидели загоревшийся красный индикатор открытого трапа, что говорило о том, что Купер собирается покинуть борт самолёта. Из за облачности и осадков пилоты истребителей не смогли нечего увидеть, и это давало очень размытое представление о том, где он приземлится. По этой причине его поиски на земле не дали никаких результатов.

Сперва оказался очень глупый факт того, что Дэн был одет в деловой костюм, мокасины, белую рубашку, и пальто. В ноябре, ночью, да ещё и в дождь.

Как итог Купера искали последующие 45 лет. В 1972 году, после этого инцидента Федерального управление гражданской авиации потребовало, чтобы все самолёты Boeing 727 были оснащены устройством, которое позже было названно лопаткой Купера.

Вот как оно выглядит.

-3
Лопатка Купера
Лопатка Купера

По сути это подпружиненный флюгер. Когда самолёт взлетает, набегающий поток воздуха поворачивает его, флюгер блокирует кормовую дверь, и в воздухе её уже не открыть. Начиная с 1972, все последующие самолёты начали конструировать так, чтобы спастись из них во время полёта, было невозможным.

И это ответ, почему никто не внедряет, системы спасения во время падения самолёта. Дело не отсутствие вариантов, они безусловно есть. Например вот такая пассажирская капсула, которая в случае аварийной ситуации отстыковывается, и аккуратно приземляется на парашютах. Казалось бы круто, вот только почти 70% крушение происходит на низкой высоте, парашюты не успеют раскрыться, и эти системы парашютные системы становятся бесполезны. А вот их наличие делает самолёт намного привлекательным, для террористов, ведь теперь они не ограниченны приземлениями в аэропортах, которые к их прибытию будут подзявязку напичканы полицией и снайперами.

Капсула спасения пассажиров самолёта.
Капсула спасения пассажиров самолёта.

Вот такой человек этот Дэн Купер, обвинять его или или ваше дело, но имейте ввиду, что самолёты это самый надёжный транспорт, и угроза террористов принесла бы куда больше жертв, чем если бы системы спасения не реализовали.

-6