востоянии с нашим Т-90М. На самом деле на месте российского танка может оказаться любой, от Т-62М до Т-90М, и тут возникает интерес: а действительно ли британский танк сможет показать на поле боя что-то этакое?
Жителей Британских островов многие считают выдержанными и консервативными. На самом деле так могут думать те, кто никогда не был на футбольных матчах Британской лиги. А вот консервативность да, имеет место. Но на самом деле она тоже довольно гибкая. Тут лучший пример – «Триумф», одна из старейший (1887 г.) мотоциклетных фирм мира. Да, в 1983 году «Триумф» обанкротился, его японцы под монастырь подвели, но тут же встал и продолжил с новым хозяином выпуск весьма приличной техники. Современной, с «изюминками». И не уступающей «Ямахе», «Хонде» и «Кавасаки» и успешно с ними конкурирующей.
Так что реально нового в британских подходах более чем. Кому мало «Триумфа», на «Роллс-Ройс» можно посмотреть, хоть это уже и не совсем британское изделие. Но – прекрасно совмещающее в себе классику и новейшие технологии.
Танки – это не автомобили и мотоциклы, да. С танками может и не получиться так.
Все началось в конце 80-х годов прошлого века, когда в британские головы пришло понимание, что надо что-то менять. Предпосылок был вагон: реализация очень многообещающего проекта все тем же «Роллс-Ройсом» под названием МТВ-80 провалилась. Танк по идее должен был стать противником советским Т-64 и Т-72, но уже на уровне моделей стало ясно, что Т-64 не догнать. Про Т-72 говорить вообще не приходилось.
Экспортная версия МТВ-80, получившая название «Шир-2», начала даже строиться по контракту с Ираном. Но вот незадача, в Иране бахнула революция и о поставках танков пришлось забыть. А «Шир-2» уже стояли в металле…
И тогда британцы отменили все работы по МТВ-80 и на базе уже построенных «Шир-2» начали делать что-то такое, что позволило бы отбить вложенные средства и хоть немного исправить ситуацию. «Шир-2» начали превращать в «Челленджер-1». Принцип «Я его слепила из того, что было» во плоти. Но вообще идея неплохая, «Шир-2» был хорошим танком для персов, настолько крепким, что тем было бы трудно его сломать, а это в данном случае весьма важный момент. И потому велико было искушение из танка для персов сделать танк для британцев.
В целом не получилось. «Леопард-2» и «Абрамс» были намного лучше. Потому британские танкостроители сразу начали работать над второй моделью «Челленджера». Внешне вторая модель не сильно отличалась от первой, основным отличием стала новая комбинированная броня «Берлингтон», которая, судя по расчетам, должна быть вдвое эффективнее предшествующих.
В 1991 году британское военное ведомство устроило конкурс на ОБТ для армии. Участники на фото: «Chieftain» Mk10, «Challenger 1», «Leopard 2A4», M1A1 «Abrams», «Vickers Mk7/2».
Победителем был признан танк от «Виккерса», чем он был лучше других, сказать сложно, злые языки утверждают, что единственным преимуществом было то, что этот танк производился в Великобритании. Но – тоже аргумент.
И вот буквально вслед «Виккерсу» был вброшен «Челленждер-2». Его снова испытали совместно с «Леопардом 2А5» и «Абрамсом» М1А2. И внезапно танк понравился настолько, что было решено принять его на вооружение.
Испытания, которые длились до 1994 года показали ряд положительных моментов (неплохая проходимость, хорошая работа гидропневматической подвески, очень точная стрельба с места) и ряд недостатков (работа подвески «на пределе», менее точная стрельба с хода, крайне неудовлетворительная работа СУО).
В общем, получился такой себе танк: «Челленджер-2», он же «Челленджер-1», он же «Шир-2» отличался от изначального проекта, по сути, только броней «Дорчестер», состоящей из слоев стали и керамики, проложенных амортизирующими слоями.
Вообще в плане защиты «Челленджер» получился весьма укомплектованной машиной. Его оснастили блоками динамической защиты ROMOR, что было весьма полезно в плане защиты от тех же РПГ-7, установлена система VIRSSS для термодымовой постановки дымзавес (полностью скопировали советскую ТДА), два пятизарядных дымовых гранатомета L8, которые могут метать как дымовые гранаты, так и постановщики инфракрасных помех и осколочные гранаты.
Но главный шедевр классицизма – это пушка. Штатное нарезное орудие ROF L30A1, доставшаяся с минимальными доделками от старины «Чифтена». Длину ствола увеличили до 55 калибров, а нарезы оставили и сейчас это один из немногих танков в мире с нарезным орудием.
Сегодня многие рассуждают на тему того, зрада это или перемога. Да, нарезная пушка не стреляет кумулятивными снарядами, так как излишнее вращение не лучшим способом сказывается на формировании кумулятивной струи. Потому нормальные кумулятивные снаряды лучше стабилизировать в полете не вращением, а складным оперением, а для этого как раз лучше гладкий ствол.
Отсутствие вращения улучшает формирование кумулятивной струи и существенно увеличивает бронепробиваемость, при этом снимая все ограничения на скорость полета снаряда, которая может превышать 1000 м/с. Ну и ресурс гладкого ствола намного выше, чем у нарезного. Но вот лом из обедненного урана, разогнанный в стволе с нарезами – это тоже довольно увесистый такой аргумент.
Британских военных такой расклад абсолютно устроил. Основным снарядом для «Челленджера» был выбран боеприпас HESH, которым можно было ломать лица как легкой бронетехнике типа БМП/БТР, так и озадачивать пехоту, засевшую в долговременных сооружениях. А с танками противника вообще должны бороться ПТУРы, но в случае отсутствия таковых у британского танка были вполне вменяемые бронебойные снаряды.
И насчет ресурса орудийного ствола тоже можно было не беспокоиться: благодаря использованию электрошлаковой переплавленной стали, ресурс оказался ничуть не меньше, чем у гладкоствольной пушки. 500 выстрелов. Канал ствола хромирован, а снаружи его укрывает термозащитный кожух, который снижает влияние перепада температур на точность стрельбы. И вишенка – стабилизация ствола в двух плоскостях. Как-то не очень консервативно, правда?
Но если кто-то хочет чего-то такого, замшелого – вот вам раздельно-картузное заряжание. Причем, вручную. Никаких АЗ, никаких МЗ, все по классике. Заряжающему надо в одном месте взять снаряд, уложить его в лоток, затем из другого места достать картуз с порохом, из третьего – запальную трубку. То есть, заряжающий мечется, как черт вокруг котлов в аду, на ходу это вообще особый кайф и о высокой скорости зарядки можно только мечтать. Однако разделение выстрела на три части изрядно снижает вероятность детонации боеукладки при попадании. Бронированные контейнеры для боекомплекта вмещают в себя 52 выстрела. Достаточно для боя.
СУО, признаем, приличное, но не очень надежное. Если не откажет по каким-то причинам – даже выше среднего. Баллистический вычислитель (цифровой, естественно) с двумя 32-битными процессорами. У командира панорамный прицел Sagem VS580-10 с гиростабилизацией и лазерный дальномер. Есть еще прицел TOGS II с ночным и тепловизионным каналом. Ну и для контроля обстановки на поле боя в корме корпуса и на башне в тыльной части размещены две широкоугольные камеры высокой четкости.
Двигатель дизельный. Точнее, двигатели, поскольку первые «Челленджеры» комплектовались моторами «Perkins» 26.6 litre CV12 мощностью 1340 л.с., а после 2010 года в ходе модернизации, танки оснастили немецкими двигателями (и немецкими же КПП) MT-883KА-500 мощностью в 1500 сил. Правда, что с родными, что с импортными моторами «Челленджер» не быстр. 40 км/ч – это максимальная скорость, на которую способен танк весом от 62 до 70 тонн.
В общем, «Челленджер-2» ничем таким не выделяется из череды других основных боевых танков современности. Высокий (около 2,5 метров) и тяжелый – это плюсами не назвать. Но тут стоит вспомнить, что исторически танк создавался не для узких улочек и легких мостов Европы, а для пустынных просторов Ирана.
Кстати, об Иране, точнее, его противнике по войнам и соседе, Ираке. Если первое полубоевое (а точнее – политическое) применение «Челленджера» произошло в Косово, где британский танк не сделал ни одного выстрела, то вот в войне с Ираком «Челленджер» участвовал по полной программе.