46-й Закон Божий. То, чему меня научила Библия. Часть 54.
Бог говорит Своему народу, как одному человеку: "Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Гергесеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их от лица вашего, то не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их, но сокруши их и разрушь столбы их". Если бы это был разовый приказ, то он бы не попал в Библию. Есть в этом месте какой-то скрытый вечный смысл, его просто нужно найти. Попробуем поразмышлять над этим 46-м Законом Божиим.
Многие Библейские народы исчезли из истории. Вышеперечисленные народы истребил Сам Бог с участием Израильтян. Господь некоторые народы истреблял полностью вместе с женщинами и детьми. С этими народами, похоже не так, потому как, если бы истребил напрочь, вырвав с корнями, то некому было бы служить и некому было бы подражать в делах их. Что за народы, к которым Евреев повел Ангел и за какие грехи они подлежали истреблению, причем не полному и не мговенному, а "от лица вашего"?
Аморреи, как указано в Книге Бытия 10:15−16, ведут свой род от Ханаана, проклятого Ноем сына Хама. Они, как и иные из вышеперечисленных семи народов, имели несчастье поселиться на землях, которых Господь обещал Израилю (Быт 15:21; Втор 7:1) и которых Израиль должен был предать заклятию (Втор 20:17), когда наполнится «мера беззаконий Аморреев» (Быт 15:16), особенно в части языческого идолопоклонства, блуда, и жертвоприношения младенцев (Быт 15:16; Нав 24:15; Суд 6:10; 3Цар 21:26).
Хеттеи - потомки Хета, который был (Быт 10:15) сыном Ханаана, внуком Хама и правнуком Ноя. Среди известных представителей этого рода известны Ахимелех, соратник будущего царя Давида во время его бегства от Саула. Также Хеттеянином был Урия, друг Давида, которого он послал на смерть, чтобы он не мешал Давиду блудить с его женой Вирсавией. (2Цар 11). 7
Все остальные из вышеперечисленных народов, кроме Ферезеев, самых древних жителей этой земли, которые дали приют и дозволили жить вместе с ними всем указанных народам, так или иначе ведущим свой род от проклятого Ханаана за грех своего отца Хама. Неумение держать язык за зубами привело к истреблению семи народов. Необузданный язык - величайшее зло. Отвечают за напрасные слова хулы дети, внуки, правнуки и таки далее. Ферезеи отвечают за то, что дали приют потомкам Хама.
Бог совсем не сразу истребил эти народы. Во времена судей Израильтяне жили среди них, вступали с ними в смешанные браки, причем перенимали и культы их богов (Суд 3:5). Религией этих народов являлся чувственный культ плодородия. Своего бога эти народы называли «Ваал», т.е. «Господин», а именно: «Господин» всего видимого чувственного мира. Также почиталась Астарта, как богиня плодородия и чувственной похоти. В честь своих божеств люди воздвигали жертвенники, каменные стелы и освящённые столбы. Жертвоприношения и массовые совокупления совершали на высотах.
Известно, что Израильтяне не исполнили предписаний Бога: и Ваалу служили, и оргиям в честь Астарты предавались, и жертвы приносили на высотах – в общем активно принимали участие в наполнении «меры беззакония Аморреев», но истреблены были, как народы, все, жившие на земле обетованной, кроме Израиля. Бог эти народы истребил в той мере, в какой счёл нужным и делал это столь долго, как Ему было угодно. При этом Бог, что характерно, допустил не только грубейшее неисполнение Израильтянами своих предписаний по неосторожности, но и их прямое умышленное нарушение. Но с них, как с гуся вода. Любимчики Господа, ничего не поделаешь. Своя рубашка даже у Бога ближе к телу.
Бог дал Израильтянам Ангела Своего, чтобы он повёл их к Аморреям… именно к…, а не на…, то есть в гости, а не на войну, или на захват земли… привёл их в землю, на которой много лет жили эти перечисленные семь народов, заранее известив Израильтян, что Он намерен истребить эти народы для того, чтобы их землю отдать Израильтянам. Таким образом, Израильтяне жили среди этих народов, смешиваясь с ними, зная их судьбу, и считая себя избранниками Божиими, в ожидании, когда же Господь их истребит… Богу нужно было провести Израильтян через эти морально-нравственные искушения и испытания.
Судьба этих народов была предрешена в назидание только Израильтянам или всем народам, читающим Библию? – Конечно, всем. Ненуакак?
Народы Бог обещает истребить, а вот идолов и предметы культа повелевает разрушить и сокрушить людям. Почему? Бог с богами не воюет. Богов себе избирают люди. А Бог для Себя избрал сначала Ноя, потом Авраама, которого размножил, и уже из множества размноженных избрал Себе Евреев, и, намаявшись с ними вдоволь, в лице Иисуса Христа позвал к себе уже всех даже необрезанных, но труждающихся и обремененных, кто готов отвернуться от себя, взять свой крест и последовать за Ним.
Это путь сотрудничества Бога, избранного Им народа и язычников, путь притирания друг к другу, путь создания без обязательного обрезания одного стада.
Бог являлся и общался с Ноем и с его женой, с его сыновьями и с их жёнами, с Лотом и его семейством, с Авраамом и Саррой, но Он не давал до Моисея людям Свои писанные Заповеди и объявленные Законы, между тем уничтожил за грехи Содом и Гоморру, и эти семь народов. Закона не было, а нарушители были. Этим Господь показывает, что не только незнание Закона от вины не освобождает, но даже отсутствие объявленного Закона не спасает от наказания за грехи. Бог, наверное, считает, что Ной, Лот, Авраам передали своим потомкам свои представления о Нём, о добре и зле, и, если люди вели себя не угодным Богу образом, то наказание неминуемо. Потомки тех, кто знал Бога лично, не имеют права жить и вести себя яко язычники. Именно за это были наказаны и города, и народы.
Это означает, что, по мнению Господа, основополагающие понятия о добре и зле, и о Богоугодном поведении были Им изложены Ною при благословении его и его сыновей после потопа. И после этого уже никто не вправе был ссылаться на их незнание. Те народы, которые забыли Бога и стали делать вид, что не знают Его, в Новом Завете стали называться язычниками. Избранный народ – народ Израиля и язычники, то есть народ, не знающий (забывший) Бога Ноя и Авраама, и который стал Богом Евреев.
Слово «язычник» является переводом латинского слова и означает буквально: провинциал, деревенский житель. По-нашему – лапоть, дурень, балбес. В начале, когда Евангелие было принято в городах, слово paganus, т.е. деревенский житель, стало обозначать всякого человека, чуждого Евангелию. Таким образом, слово paganus (язычник) получило свое религиозное значение. Слово, соответствующее этому значению, не встречается ни в Ветхом, ни в Новом Заветах, и там, где в различных переводах употреблено слово язычник, в основном тексте ему соответствует слово, обозначающее народ или национальность вообще по отношению к тем народам, «которые не знают Бога». На Руси такие народы стали называть погаными.
В чём смысл направления Богом Своего народа к грешникам на ту землю, где они много делали зла, для того, чтобы Евреи пожили со злодеями, а потом на их глазах с их участием эти грешные народы истребить, чтобы насквозь пропитанную грехом и кровью землю отдать Своему народу? Можно ли жить праведно и свято на земле, в рощах и в домах, где столь долго и так неистово грешили?
Ной проклял Ханаана и вот к чему это привело. Моисей в Книге Бытия сообщил, что жены-хеттеянки Исава «были в тягость Исааку и Ревекке… И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь»? (Быт.26:35,27:46). Ревекка и Исаак в шкуре свекрови и свёкра видели и прочувствовали на себе то великое зло, которое исходило от хананеек и хананейцев. Не отсюда ли произошло столь сильно эмоционально окрашенное слово, которое на русском звучит как «хана»? Земли Ханаана были пропитаны и испаряли из себя отвратительные для Бога зловонные обычаи идолопоклонства, безнравственности и кровопролития. Хананейские шабаши и ритуалы отличались низостью и пошлостью, их “священные столбы”, очевидно, были фаллическими образами, а многие обряды на их “высоких местах” включали беспредельные сексуальные извращения. Кровосмешение, содомия и скотоложество были обычны для жителей земли Ханаанской, и они, несомненно, делали эту землю, как минимум, нечистой. «Магия, колдовство, спиритизм и принесение в жертву своих детей путём их сжигания также были обычным делом у Хананеев. Раскопки в Палестине обнаружили груды пепла и останки детских скелетов на кладбищах вокруг языческих алтарей, что указывает на широко распространенную практику этой жестокой мерзости. Имели ли право такие народы на дальнейшее сосуществование с народом Божиим? Археологи, которые роются в руинах Ханаанских городов, удивляются, что Бог не уничтожил их раньше, чем он это сделал».
Бог сначала применил воду всемирного потопа для некоторого искоренения злого начала в людях. Зло всё не утонуло. Оно не тонет. Затем Он огнём выжег всех половых извращенцев в Содоме и Гоморре. Все сгорели, но содомский грех остался. Он уничтожил военное насилие, как принуждение к рабству, в виде подтопления военных сил фараона на Красном море, но военное насилие для поимения рабов сохранилось. Бог истребил семьи Кореев и других мятежников среди самих Израильтян, но страсть к мятежам, к ропоту и ругательству сквозь землю не провалилась, на поверхности осталась. Выходит так, что все эти грехи существуют обособленно от их носителей. Сколько грешников не истребляй, грех остаётся жить. В вышеописанных случаях Бог использовал созданные Им и подчинённые Ему природные силы для истребления злодеев. Теперь же Господь решил обязать Израильтян с Божьей помощью исполнить священную миссию, направляемую посланным Им Ангелом. Израильтяне силой своего Бога совершили казнь этих семи осужденных более многочисленных и более могущественных, чем они сами без помощи Божией, народов. Но грехи, свойственные этим уничтоженным народам, живы и поныне. Что же скажем? Так угодно Господу. Грех и сатану должен побеждать человек. Как Иов многострадальный.
Православные верят в то, что есть намоленная земля, намоленные храмы, в то что вещи и мощи святых тоже несут в себе какое-то благотворное воздействие. Мы это объясняем тем, что энергия духа имеет свойство воздействовать на материю (воду, вино, хлеб, камень, землю, дерево и таки далее) и оставить в них свой след, если не навечно, то надолго. Разве не будет то же справедливо в отношении мест, где столетиями изобиловал грех, где кровь вопиёт и всё лежит во зле?
Зачем Бог выбрал для Своего народа именно эту землю? Он же мог любую землю сделать обетованной?
Если человек убивает человека, то наступает смерть, как переходный этап к существующей и потенциально возможной для человека жизни вечной. Если же Бог истребляет кого-то, то шансов на жизнь вечную у него нет, и на историческую перспективу тоже.
В данном случае Бог привлекает к сотрудничеству Свой народ в деле истребления зла, пороков, греха и грешников. Если Бог всё сделает сам, любой Еврей Ему скажет: "А мы чё? Мы - ничё. Другие вон чё, и то ничё. Это всё Ты! Ты всё придумал. Всё сотворил. Всё связи и законы сосуществования всего со всем выстроил. Сам говоришь, что мы без Тебя ничего не можем. Так, что Отче, извиняй, мы ни тута, ни тама, ни между здесь, ни среди тут, ни при чём никогда совсем. В Твоих руках Твоя лопата, Ты Сам всё и очищай"! Чтобы так не было, Бог привлекает согласных с Ним к сотрудничеству с Собой. И с Ветхозаветных времен были согласные с Богом трудиться в Его команде в поте лица своего, слыша и исполняя волю Его, и были не согласные, предатели, которые вместе с разнообразными, но одинаково безобразными хананейцами с аморрейцами и иже с ними служили их богам, идолам, фаллосам, удовлетворяли свою похоть со всем, что движется, жгли своих детей и поливали их кровью землю… Приходилось в истории уже много раз и приходится до сих пор уничтожать всех, кому Бог не рад.
Сам Христос говорит так: "Кто не со мною, тот против меня; и кто не собирает со мною, тот расточает" И в то же время говорит Своим ученикам: "кто не против вас, тот за вас". В этом разница между согласием с мнением Бога и с мнением Церкви. В случае с Церковью достаточно не идти против неё, а в случае с Господом крайне желательно идти вместе с Ним, если не с Ним рядом, как друг, то хотя бы за Ним следом, след в след, как последователь.
Потому и землю Хананейскую, многогрешную, Бог во время благоприятное, Ему угодное, дал Своему народу, чтобы вместе её облагородить, воскресить к добру и уменьшить таким образом количество зла и греха на земле. Потому и войны возникают, для уменьшения количества греха путём совместного его истребления. И над Наполеоном, и над Гитлером Господь даровал нам победы, и в настоящей войне мы опять с Богом вместе воюем с войском сатаны и несомненно победим милостью Божией. И жизнь продолжится развиваться и совершенствоваться по спирали Божией из силы в силу, из веры в веру, из славы в славу до следующей войны добра со злом. Даже Господу, как следует из Библии, из двух зол приходится выбирать меньшее. Зло неистребимо само по себе, оно всегда везде в каждом одном вместе с добром. Если представить себе, что зло исчезло, то везде во всём у всех - хорошо и кругом одно добро, то всем оставшимся в живых при таком раскладе делать больше нечего. А что прикажете делать, если всё везде и без нас уже божественно хорошо, и хорошо весьма. Хорошо не только там, где нас нет, но ровно и равно так же хорошо и дюже ладно даже там, где кроме нас никого нет. Это ж чудо, так уж чудо!? Разве так бывает? То то же! Творец иначе устроил это мир, причём хорошо весьма. И велел радоваться тем, кто понимает.