У меня сегодня раздвоение личности. Я читала повесть как мама слепого ребёнка и как учитель литературы. И да, я бы её запретила. Разрешила бы изучать только как иллюстрацию к пособию "Как нельзя писать".
Вот правда. Когда-то давно, в детстве я читала эту повесть, и даже какой-то её отрывок был в учебнике литературы. Но я помнила оттуда только то, что повесть эта о слепом мальчике, игравшем на дудочке. Сегодня я читала её как человек, искушённый в теме. И мой вердикт жёсток: запретить!
✅Содержание кратко:
В некой семье рождается слепой ребёнок. Мать раньше других понимает это и погружается в пучину горя. У мальчика есть ещё отец, но он упоминается вскользь пару раз. Роль мужчины-воспитателя берёт на себя дядя Максим, инвалид войны. Он запрещает матери суперопеку и растит ребёнка так, как считает нужным.
В пять лет мальчик знакомится с конюхом Иохимом, который учит его играть на свирели. Позже мать научит мальчика (Петруся) играть на фортепиано.
Мальчик растёт, но у него нет друзей, он общается только со взрослыми. Однажды знакомится с девочкой, которая глубоко проникается его горем (слепотой). Девочка становится единственным другом Петра.
Пётр взрослеет, всё острее чувствует свою никчёмность. Дядя знакомит его с ровесниками, юношу это ранит. Но его подруга внушает ему уверенность, ведь он может с помощью музыки влиять на души людей. Девушка признается ему в любви.
Следующий эпизод: Пётр со своими близкими посещает монастырь, где знакомится с двумя слепыми монахами и понимает, что участь всех слепорождённых: обида и злость на всех в этом мире.
Он высказывает дяде все свои претензии: он живёт в благе, у него нет жизненных трудностей. Счастливы те слепые, которые испытывают бедность, холод, боль — им некогда думать о слепоте.
После разговора дядя и племянник объявляют, что уезжают в Киев, Пётр будет обучаться в консерватории. На самом деле Пётр отправляется с нищими музыкантами петь песни и просить милостыню. Возвращается он другим человеком, пересмотрев свои взгляды на жизнь.
Вскоре он женится на своей подруге, у них рождается ребёнок. Пётр испытывает счастье от того, что ребёнок видит и даже сам на минуту прозревает и видит всех своих близких.
Ах, да. Он становится всё-таки известным музыкантом, и дядя Максим гордится им.
Теперь почему я прочитала и решила, что это вредное произведение
Я читала шестое издание, где автор в предисловии сразу отвечает на все мои вопросы и говорит, что он вообще не хочет слушать и слышать всех, кто ему возражает. Хорошо, что я сейчас не лично с ним беседую, а то закончилось бы всё скандалом 😆
Итак, мои претензии.
❗Мальчик активно ползает по комнатам, в его мире полно звуков, но при этом на улицу его выносят на третью весну его жизни. Ребёнок с нежной нервной системой заболевает от полученных впечатлений.
❓Реально ли это? Не знаю. Два года ребёнка не выпускали из дома в сельской местности? Не открывали окна?
❗Ребёнок с рождения грустен, у него серьёзное выражение лица, ранние морщины. Он с детства понимает, что ограничен в своих возможностях.
❓Вы это серьёзно? В раннем детстве даже неврологи ошибаются в отношении того, видит ребёнок или нет. И у незрячих детей точно нет вселенской тоски на лице и морщин.
❗Ребёнок узнаёт близких, ощупывая лица.
Я уже целую статью писала об этом. Как мама слепого ребёнка, видевшая много слепых детей раннего возраста утверждаю, что дети узнают близких по голосу, походке, запаху, одежде и ещё массе признаков. Лицо они ощупывать не стремятся. И совсем за пределами понимания, что он ощупывает лицо незнакомой девочки в более зрелом возрасте, когда уже осознает свои ограничения.
❗Мальчик слышит свирель и убегает на звук. Убегает. Игра слов? Может быть. Но он будет много раз убегать и уходить стремительно. Причём не в доме, а в лесу, во дворе, по снегу... Реально? Нет
❗Мальчик руками различает цвета в оперении аиста, слышит как падает звезда. Возможно ли это?
Первое возможно, если речь идёт об остатке зрения, позволяющем различать цвета. Но нет, у героя "полная темнота".
Второе невозможно в принципе.
❗О том, что такое цвет с героем говорят только тогда, когда он становится юношей. Дядя считает, что тем самым он ограждает Петра от ощущения неполноценности. Насколько это возможно?
Мальчик общается со зрячей девушкой, обучается наукам и никогда не сталкивается с понятием цвета?
❗Самая важная моя претензия. С ней автор не соглашался никогда: слепой всю жизнь страдает и готов всё отдать за возможность видеть.
Это вообще разрушает мой мир. Ну не разу я не встречала детей, рыдающих от осознания своей слепоты. Взрослых, потерявших зрение, видела. Слепорождённых — не видела.
Как говорит одна моя незрячая знакомая: "Что бы я отдала за возможность видеть? Семью? Ребёнка? Возможность работать? Путешествовать? Здоровье или годы жизни? Да ничего за это я не отдам".
В общем, претензий к автору у меня масса. А главное, в повести я вижу не слепого героя, а автора, который видит слепого, додумывает за него его чувства, ощущения, мировосприятие и при этом сам боится оказаться в" чёрном мире" и получить себе в подарок" тёмный ум" .
Так зачем тогда читать эту книгу? Чтобы понять истину, что всегда кому-то хуже, чем тебе? Не знаю, сомнительное удовольствие.
Надо останавливаться, а то я ещё знаков тысяч десять напишу. Надеюсь, что кто-то осилил мой поток мыслей и поймёт моё возмущение. Или не поймёт и захочет поспорить. Милости прошу в комментарии!!!