Найти тему
Рязанские ведомости

Александр Орешкин: «Музыку нельзя сочинить, но можно услышать внутри»

«Каждый идет своим путем. Если что-то совпадает с вами по внешнему и внутреннему состоянию, то вы уже больше ничего не ищете. Порой нужно браться за другое, чтобы выжить. Но ваше дело все равно останется на всю жизнь»
«Каждый идет своим путем. Если что-то совпадает с вами по внешнему и внутреннему состоянию, то вы уже больше ничего не ищете. Порой нужно браться за другое, чтобы выжить. Но ваше дело все равно останется на всю жизнь»

Народная музыка – один из столпов любой культуры: в ней сохраняются печали и радости людей, их вкусы, верования, надежды и мечты. Поэтому хранители народной музыки должны иметь чуткий слух, знать прошлое и не бояться будущего. Как всего этого добиться, знает Александр Орешкин – главный дирижер Рязанского государственного академического русского народного хора имени Е. Попова, композитор и педагог. Под его руководством коллектив создал программы, которые полюбились рязанцам – «Касимовская невеста», «Коляды даръ» и другие. Не обходится и без экспериментов – от сценической кантаты «Притча» до исполнения рок-песен и проведения просветительских «концертов за кулисами». Все эти форматы создаются, чтобы пробуждать интерес к нашему общему наследию.

«Рязанские ведомости» побеседовали с Александром Орешкиным о «корнях и ветвях», музыке в поэзии и важности взаимопонимания.

То, что предназначено

– Александр Петрович, вы работаете в хоре 18 лет, а музыке посвятили всю жизнь. Как вы пришли в нее?

А.О. – Если в двух словах, то благодаря внимательному отношению государства к детишкам. В советские годы педагоги музыкальных школ сами набирали себе учеников в школах общеобразовательных. Когда я учился в третьем классе, к нам пришел приятный мужчина и спросил: «Ребята, кто хочет играть на гитаре, домре, балалайке, баяне?». Сначала, конечно, чуть ли не две трети класса согласились, но недельки через две остался я один! И пошел учиться играть на баяне к своему первому педагогу Сергею Михайловичу Сурме.

– А почему именно этот инструмент?

А.О. – Мой дедушка очень хорошо играл на гармошке. Он был плотником и сам делал многие инструменты. Видимо, это у меня от него! К тому же баян оказался для меня очень удобным чисто физиологически: я маленький, он большой. И педагог попался очень хороший – через два месяца после начала учебы я уже выступал на концерте! Конечно, заниматься приходилось много, а с ребятами во дворе я мог поиграть только по воскресеньям. Но оно того стоило. Понимаете, я взял баян в руки и сразу понял, что это мое. Если что-то в жизни предназначено тебе, ты это почувствуешь.

Так и шел своим путем. Подготовительная школа, музыкальная школа, училище, институт имени Гнесиных. Затем я вернулся в Рязанское музыкальное училище и 12 лет там преподавал. В Рязанский хор меня пригласили, когда предыдущий руководитель собрался на пенсию. Я пришел сюда в 2005 году и оставил любую другую деятельность: сразу пришлось много редактировать, писать и исполнять.

-2

Оставаться в традиции

– Вы написали более 180 произведений. Какие из них вам особенно важны?

А.О. – У каждого хора своя исполнительская традиция, и ее нужно изучать, чтобы писать качественно. Я всегда старался работать на узнаваемый образ коллектива. Одной из первых написал, например, плясовую «Кадомские картинки». Мы никогда не используем в программах чужую музыку – только авторские сочинения и обработки. И электроникой не увлекаемся, лишь усиливаем звук. Техника может помочь, но в основе должен оставаться что-то живое.

Вообще нельзя научиться сочинять музыку. Ты либо слышишь ее внутри и записываешь, либо нет. А когда ты с детства воспитываешься в некой культурной традиции, ты умело используешь ее в творчестве. Скажем, лучшие балеты Чайковского, его симфонии и сюиты основаны на народной музыке. А я с детства слушал, как поют мои тети. Они родом из Шиловского района.

– Расскажите, пожалуйста, как вы работаете с материалом композиторов.

А.О. – Они, как правило, пишут для конкретных инструментов, а не для целого хора. Поэтому приходится искать свои решения, писать много обработок и переложений. Я долгое время работал в ансамбле «Гжель», где, на мой взгляд, играют лучшие баянисты, и многому там научился. К тому же мы дружим с хорами по всей России и учимся друг у друга.

– А как рождается музыка на стихотворения?

А.О. – В хороших стихах уже заложена музыка. Такие пишет, например, наш артист Сергей Князев: я читаю его строки, и песня готова! С Есениным то же самое. Он с детства играл на гармони, поэтому его лирика напевная.

Диалог поколений

– Насколько тесно ваша работа переплетена с семейной жизнью?

А.О. – И жена, и дети у меня музыканты, поэтому они хорошо меня понимают. Супруга, Татьяна, домристка и блестящий педагог. Мы с ней познакомились еще в училище и всю жизнь вместе! Дети уже взрослые: дочери 28, сыну 25. Они учились в музыкальной школе по классу фортепиано и гитары, но работают в IT-сфере. Мы с женой решили, что, раз у них хорошо с логикой и математикой, этот путь будет им ближе. А музыка остается для души. Например, ездим вместе за город и играем. На природе звук намного лучше, чем в четырех стенах!

– Вы давно преподаете, работаете с молодыми артистами. Меняется ли что-то в молодежи, на ваш взгляд?

А.О. – Я всегда считал, что у нас прекрасная молодежь. А тем, кто ее ругает за стремление ко всему новому и провокационному, скажу: вспомните себя в их годы! Когда отдаешь молодежи свои знания, ребята становятся только лучше. Должен оставаться диалог поколений: старшие делятся опытом, а младшие – энергией.

– А исполнительские традиции меняются?

А.О. – Меняется все и всегда! Когда я пришел работать в хор, у половины солистов не было профессионального образования. Они воспринимали музыку природно. А сейчас артисты уже другие.

Нужно искать баланс между традициями и новшествами. У дерева может быть старый корень, но ветви должны оставаться молодыми. Поэтому мы постоянно экспериментируем. Взяли «Притчу», которую сочинил композитор Мариинского театра. Исполнили рок-хиты. И будем пробовать новое и дальше!

-3

На все времена

– Какие новые программы появятся в ближайшее время?

А.О. – Мы готовим концерт с оркестром народных инструментов имени Н.П. Осипова. Параллельно делаем программу для цикла «Концерт за кулисами». Продолжаем делать фольклорные обработки песен. И приступаем к работе над детской сказкой. Это все как минимум на год.

– За что вы еще не брались, но очень хотели бы?

А.О. –Хочется создать музыкально-хоровую композицию из песен Рязанской области. «Подсветить» песни, которым пока не уделяли должного внимания. А еще хочется поработать с поэтами! Поискать серьезные, певучие тексты, которые и сейчас, и через года будут отзываться в сердцах. Надеюсь, что судьба сведет меня с такими авторами.

Татьяна Кармашова

Фото пресс-службы Рязанской филармонии

Уважаемые читатели "Рязанских ведомостей"! Присоединяйтесь к нашему каналу) Ставьте лайк!

Еще больше новостей и интересных материалов вы найдете на сайте https://rv-ryazan.ru/

Другие материалы Татьяны Кармашовой опубликованы тут:

Областная библиотека имени Горького празднует 165-летие и готовится к новым свершениям
Рязанские ведомости12 января 2023
В 2023 году Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник «перезагрузится»
Рязанские ведомости23 декабря 2022
Рязанскому государственному областному театру юного зрителя – 85 лет!
Рязанские ведомости13 декабря 2022

#рязань #рязанские ведомости #вездекультура