Найти тему
Позитивная старость

Альцгеймер, как искупление для живущих

Вновь воспользуюсь медицинским поводом для того, чтобы поговорить о духовной сущности. Предыдущая статья называлась "Деменция - моё личное наблюдение".

Представим себе ситуацию, когда родной вам человек погрузился в Альцгеймер. Напомню, что в современном обиходе старческое слабоумие, маразм, деменция и болезнь Альцгеймера являются синонимами. Практикующие медики не находят разницы в симптоматике и причинах, оставляя поле для дискуссий теоретикам.

Итак, в семье возникает проблема. Поначалу она носит чисто медицинский характер. На волне первой паники родственники кидаются к психиатрам, требуют диагноз и рецепт, закупают лекарства. Они полны надежд на выздоровление больного.

Затем приходит отрезвление. Становится ясным, что болезнь неизлечима. Она будет прогрессировать во всё более проблемные формы.

Тогда встаёт вопрос, как с этим жить? Ведь больной человек требует круглосуточного внимания. Рушится прежний семейный уклад. Новая ситуация входит в противоречие с ранее задуманным жизненным планом. Семья испытывает тектоническую встряску.

В неожиданной остроте возникают этические проблемы.

1) Кто будет ухаживать?

2) Как относиться к физиологической неопрятности больного?

3) Можно ли сдержать раздражение в режиме существования 24/7?

4) Не поискать ли дом престарелых? - и где взять деньги на это?

5) Как относиться к больному? - как к родному человеку или как к неприятной обузе?

Ответов на каждый из этих вопросов не даётся ни в одной методичке. Каждой семье приходится отвечать заново и самим.

Тут возникает несколько типовых ситуаций, отличающихся разной степенью человеческого благородства. Не стану вдаваться в детали, поскольку я хочу взглянуть с другой стороны на эту проблему.

Задам вопрос: - Чем для вас является Альцгеймер близкого человека?

Этот вопрос возник у меня уже после того, как я окончательно проводил своего больного. И возник он не сразу, а спустя примерно полгода после завершения событий.

Мой ответ таков. Каждый из нас к своим нынешним годам успевает накопить немало разных грехов. Одни крупнее, другие мельче. Вдруг всплывают обстоятельства детства и ты неожиданно даёшь более строгую оценку некоторым эпизодам своего далёкого прошлого. Или вспоминаются ошибки взрослой жизни. В тогдашнем молодом ритме ты их постарался быстро забыть, а сейчас вдруг возникает подозрение на твоё предательство. И многое другое, от чего сегодня тебе становится немного не по себе. "Не надо было так делать" - это самая щадящая формулировка, которую ты можешь придумать для себя.

Конечно, у каждого своя душа и толщина кожи на ней разная. Иные граждане не поймут меня. Они спят спокойно.

Но я пишу это не для них, а для другой половины.

Друзья, я никогда не пойду в храм и не стану исповедоваться. Это слишком лёгкий путь замолить свои грехи. Он фальшив и выглядит торгашеством. Я прошёл весь путь со стариком, оказавшимся жертвой Альцгеймера. Надеюсь, мне удалось не сбиться на этом пути на грубость и жестокое равнодушие. Как мне кажется, я сохранил уважение к беспомощному человеку. Хоть порой возникал протест, мне удавалось сдержать себя и не выплеснуть раздражение на больного. Зная себя, я могу считать это подвигом.

Скажу более. Я знал этого человека сорок лет и всегда относился к нему с ровным чувством, близким к равнодушию. Два года его беспомощности открыли для меня новую духовную ценность. Это человек, утратив разум, сохранил беззлобность и нераздражительность. Ему пришлось немало претерпеть за эти два года на пути к смерти, но ни разу я не видел его беспричинной злости.

Я неожиданно полюбил этого старика. Даже не думал, что когда-нибудь скажу такое.

Сейчас мне 59. Возможно, вы не поверите, но я испытываю готовность начать жизнь заново. Совершенно необычное чувство. Что это? Возможно, это то самое искупление прежних грехов, о котором говорят церковники. Искупление бескорыстной помощью.

Приведу другую аналогию. Для чего нужны нищие на паперти? Конечно, нищие ищут там спасения. Но не это главное. Прежде всего, нищие нужны нам, здоровым и благополучным людям. Осознанно или неосознанно, но каждого из нас гнетут наши прежние проступки. Мы не знаем, как искупить их. Искренняя помощь человеку в беде облегчает душу. Поэтому, подавая милость, мы помогаем не нищему, а себе - в первую очередь!

Вернусь к заголовку статьи.

Кем оказывается для семьи человек с Альцгеймером?

Мой ответ: - Это судьба предоставляет вам шанс снять тяжесть с души.

Вы приобретёте счастье, которого, возможно, не испытывали с самого детства. Условие одно - следует сохранить на назначенном пути человеческое достоинство, своё и больного.

Через два года его не станет.
Через два года его не станет.