Эта статья является логическим продолжением статей посвященных контексту организации.
В блок из трех статей входят:
- "Контекст организации. Разговор по душам";
- "Анализ рисков/возможностей элементов контекста организации. Требования и механизмы реализации";
- "Бизнес процессы. Неизвестное об известном".
С данными статьями можно ознакомиться по ссылке
Как называется документ, в котором присутствуют Декларативные тезисы, оформленные на бланке организации за подписью первого лица, с указанием даты утверждения и наличием печати организации? Этот же документ, размещается на информационном стенде для ознакомления всеми сотрудниками организации, а также на сайте – для ознакомления всеми другими заинтересованными лицами (поставщиками, заказчиками и потребителями).
Наверное, Вы уже догадались, что такое описание, наиболее полно характеризует политику в области качества (безопасности пищевой продукции и т.п.) – именно о нем и пойдет речь в сегодняшней статье.
Мы затрагивали тему политики и то, что это был первый документ, который разрабатывался при внедрении любой системы. Такой порядок был определен в стандартах ISO до 2015 года. С этим более подробно можете ознакомиться в статьях, посвященных контексту организации, анализу рисков и возможностей. В тех же статьях мы рассматривали схему, представленную на рисунке.
Именно такой порядок работы с документами требует любой стандарт ISO, построенный на базе стандарта ISO 9001:2015.
Как Вы видите п.3.1 звучит как Актуализация политики. Давайте разбираться почему это необходимо?
Перед тем, как разбираться в вопросах почему, предлагаю найти определение политики.
Стандарт ISO 9001:2015 трактует Политику как намерения и направление организации, формально выраженные ее высшим руководством.
Сами же требования к политике подробно отражены в п.5.2 стандартов ISO 9001:2015 и ISO 22000:2018. Отличия в формулировке касаются направленности на качество или пищевую безопасность.
В таблице 1 представлена информация по соотношению требований стандарта ISO 22000 к возможным формулировкам.
В политике, так же, необходимо указать, что Руководство Организации берет на себя ответственность за реализацию политики в области качества (безопасности пищевой продукции), за обеспечение понимания и поддержки ее всеми сотрудниками.Для подтверждения ознакомления сотрудников с политикой используется лист ознакомления с политикой, где указывается фамилия и инициалы этого сотрудника, а также дата ознакомления и его подпись.
Мы рассмотрели требования стандарта ISO 22000 в части политики в области качества (безопасности пищевой продукции) и, надеюсь, стало ясно, почему требуется актуализация после проведения анализа рисков и возможностей.
Возвращаясь к рисунку 1, мы видим, что следующим этапом 3.2 декомпозиция политики в цели по направлениям.
Стандарт ISO 9001:2015 трактует Цели ,как результат, который должен быть достигнут.
Примечание 1 к пункту: Цель может быть стратегической, тактической, или оперативной.
Примечание 2 к пункту: Цели могут относиться к различным дисциплинам (например, к финансам, здравоохранению и безопасности, а также к экологическим целям) и могут применяться на разных уровнях (например, стратегическом, общеорганизационном, относительно проекта, продукта и процесса).
Примечание 3 к пункту: Цель может быть выражена другими способами, например, в качестве предполагаемого результата, назначения, оперативного критерия, в качестве цели Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов, или путем использования других слов с подобным значением намерение, задача, или целевое значение).
Примечание 4 к пункту: В контексте Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов цели устанавливаются организацией в соответствии с политикой в области безопасности пищевых продуктов для достижения конкретных результатов.
Требования к целям подробно описаны в п. 6.2 стандартов ISO 9001:2015 и ISO 22002:2018.
Отличия в формулировке касаются направленности на качество или на пищевую безопасность.
Исходя из требований стандарта, в отношении взаимосвязи политики и целей, каждая цель должна соотносится с пунктом политики.
Всю деятельность по улучшению работы организации мы можем рассматривать с точки зрения улучшения системы менеджмента. Потому что система менеджмента встраивается в деятельность организации.
Степень детализации целей может зависеть от:
- объемности общей цели. Например, для небольшой цели – составить план движения потоков детализация не требуется. А для глобальной – построение нового здания – требуется привлечение, как внутренних специалистов (определение начальных условий, площадь линий, перечень цехов, складов и т.п.), так и внешних (составление проекта, найма строительной организации, подключение коммуникаций и т.п.).
Связь контекста с политикой и целями происходит после анализа рисков и возможностей по контексту организации. В рамках анализа рисков выявили какую-то тенденцию, которая негативно сказывается на продажах.
То есть в цели на следующий период необходимо добавить шаги по улучшению этой тенденции.
Для многих предприятий, наличие формального признака внедренной системы менеджмента никак не связывают с контекстом и постоянным улучшением. То есть каждый «варится в своем соку сам».
Вариант оформления целей представлен в таблице 2.
Подводя итоги настоящей статьи, хочется выделить следующее:
1. Политика строится на основании требований внедряемого стандарта, а также проведенного анализа рисков и возможностей по контексту организации, требованиям заинтересованных сторон и бизнес-процессов.
2. Политика и цели в области СМ – обязательные документы.
3. Есть устоявшееся мнение, что политика разрабатывается на срок 3 - 5 лет, а цели, как правило актуализируются ежегодно, или раз в полгода. Актуализацию целей обычно рассматривают в анализе со стороны руководства в блоке выходных данных.
4. Цели описывают шаги для достижения каждого направления.