Найти тему

Является ли потребительское поведение обязательным для людей?

Является ли чрезмерное потребление врожденной чертой человеческой психологии или это продукт современного прогресса?

Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны, существуют древние свидетельства того, что человеческая потребность в материальных благах всегда была крайне высока. С другой стороны, современные условия усугубляют стремление использовать больше ресурсов, чем это необходимо с точки зрения экологии. Многочисленные примеры безрассудного сверхпотребления можно найти как сегодня, так и в далеком прошлом.

Экологические катастрофы, вызванные человеком в прошлом

Первые примеры произошли около двух миллионов лет назад, когда популяции Homo erectus уничтожили целые популяции некоторых хищных животных, мигрируя по Евразии.

Наиболее уязвимыми оказались островные популяции, у которых было мало естественных хищников. Одним из таких видов была гигантская черепаха (тогда она была размером с современный автомобиль). Многие виды вымерли впоследствии, когда современные люди колонизировали острова. Например, моа, крупная опасная птица, была истреблена с островов у берегов Новой Зеландии, когда люди колонизировали их в 15 веке. Для местной экосистемы это были ценные хищные животные. Их уничтожение сопровождалось значительными отходами, поскольку охотники выбирали только самые ценные части туши, а остальное выбрасывали.

История моа напоминает нам о плейстоценовом вымирании, когда люди уничтожили большинство крупных хищных животных, начиная примерно 40 000 лет назад, используя сложное оружие для убийства на большой дистанции.

У нас мало прямых доказательств того, что лежало в основе этих ужасных ситуаций, но социальная конкуренция могла иметь решающее значение как тогда, так и сейчас.

Статусная конкуренция как важнейший фактор

Почему наши далекие предки были столь безрассудны, уничтожая животных, важных в первую очередь для собственного выживания? Одна из возможных причин заключается в том, что охотники хотели повысить свой престиж. Успешная охота повышает статус мужчины в обществе охотников-собирателей и делает его более желанным сексуальным партнером. Таким образом, конкуренция за социальный статус могла побуждать убивать больше хищных животных, чем нужно.

Некоторые простые сообщества охотников-собирателей могут жить в гармонии с окружающей средой. Однако палеолитические общества не были простыми. Некоторые из них были оседлыми и имели четкую статусную систему, основанную на различном качестве погребальных церемоний и могильного инвентаря.

Как и много миллионов лет назад, в современных обществах существуют резкие статусные различия, основанные на доходах и финансовых ресурсах. Эти различия могут выражаться в приобретении предметов роскоши и пользовании премиальными услугами. Социолог Торстейн Веблен ввел термин "показное потребление" для обозначения этого явления.

Показное потребление

Веблен считал, что главным способом получения богатства является произвести впечатление на других. Отсюда и появляется спрос на абсурдно большие особняки богачей и использовании ими предметов роскоши, таких как изысканные украшения и дорогие автомобили. Такие вещи не по карману простым смертным и используются для демонстрации социального превосходства.

Веблен отметил, что более бедные люди стремятся подражать привычкам богатых, например, подражать их стилю одежды. Какими бы ни были эти модные тенденции, во многом импульс к покупкам отражает потребность не отставать от друзей и знакомых.

Желание следовать за богачами чаще всего встречается в обществах, обладающими высокой социальной мобильностью. Это было менее заметно в сельскохозяйственных сообществах прошлого, где у большинства людей был минимальный свободный доход, не позволяющий совершать импульсивные покупки. Сегодня ситуация совершенно иная, особенно в богатых странах, где многие люди тратят большую часть своих доходов не на предметы первой необходимости, а на вещи, которые не сильно могут повлиять на их качество жизни. Не менее значительным, пожалуй, является рост потребительского кредитования.

Свободные деньги - свободная вода

За последние два столетия реальные доходы населения значительно выросли, отчасти поэтому мы так много тратим. С распространением компаний, выпускающих кредитные карты, а также других форм кредитования стало как никогда легко тратить деньги, не имея средств для реальных выплат по этим покупкам. Расточительство усилилось благодаря низким процентным ставкам, по крайней мере, для финансовых компаний, которые могли брать кредиты по чрезвычайно низким ставкам и предоставлять их по гораздо более высоким.

Когда кредит так легко получить, импульсивные траты практически не сдерживаются. Бесплатные деньги - это как бесплатная вода. Люди не будут экономить воду, если вода бесплатная.

Хороший уровень жизни?

Заполняя свои чрезмерно большие дома товарами, покупатели стремятся к идеалу хорошей жизни, в которой каждый может раскошелиться на все, что душе угодно. Пугающие антиутопические последствия этого можно увидеть в экстремальных погодных явлениях и разрушении планетарных экосистем.

Неужели мы обречены довести эту модель чрезмерного потребления до критического состояния, когда ее последствия уже нельзя будет обратить вспять? Будем ли мы делать покупки до тех пор, пока все более загрязненная планета не станет совершенно непригодной для жизни? И сможем ли мы каким-то образом отключить стремление подчиниться социальному давлению, которое мотивирует большую часть нашего потребления? Возможно, будущие поколения смогут найти ответ на этот вопрос.