Найти тему
Евгений Белов

РУСЬ ДЕРЕВЯННАЯ. ДРЕВНИЕ ДРЕВЕСНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - 1

Изготовление лодки-дубка.
Изготовление лодки-дубка.

Мы все привыкли к словосочетанию "деревянная Русь", как к чему-то древнему, отжившему и даже примитивному. Между тем некоторые технологии, даже ушедшие в прошлое, могут вызвать удивление, уважение и даже восхищение. Вот я и хочу поделиться своим восхищением с читателями.

Ещё во второй половине XX века по Волге плавали удивительные лодки, называемые "дубки". Я сам их не застал (может просто в детстве никто не показал), но мой старший брат их хорошо помнит.

Все мы представляем себе лодки-долблёнки. И понимаем, что для изготовления лодки товарных размеров требуется дерево толщины неимоверной. А наши предки "Выращивали" лодки. В молодом дубе делают глухую щель и забивают туда клин. Через некоторое время забивают ещё клин, потом ещё и ещё. И так 20 лет подряд. В результате дерево вырастает с огромным дуплом вдоль всего ствола. Наверное Вы уже поняли, что дупло становится внутренностью лодки. Дерево срубают и обстругивают снаружи, полностью создавая форму лодки. Затем лодку размечают снаружи и сверлят рядами множество отверстий толщиной со спичку. В эти отверстия, на клей, забивают обугленные щепочки разной длины, самые короткие в 1 см. Затем выбирают внутренность лодки. Сначала грубо, но когда появляются чёрные точки (то есть дошли до щепочек) переходят на тонкую обработку. А, когда появляются точки от самых коротких щепочек обработку прекращают. Полученная лодка сделана, как бы, из одной доски - никаких тебе щелей, которые надо конопатить и смолить. Да и внешняя форма никак не зависит от состыковки досок. Материалом являлся дуб, что определяло прочность лодки, и откуда пошло название "дубки". Да, процесс изготовления не быстрый, но результатом была прочная, долговечная и относительно лёгкая лодка.

Сейчас таким методом делать лодки никто не будет. Но, совсем забывать нашу древнюю материальную культуру тоже нельзя. Мне так кажется. А каково Ваше мнение?

-2