Найти тему

"Его открытие до сих пор кормит Россию и полмира". История великого ученого Юрия Эрвье

Оглавление

Вы знали, что великой «нефтяной державой» Россия, стала благодаря одному совершенно удивительному человеку? Именно он обнаружил богатейшие нефтегазовые месторождения в Западной Сибири, которые продолжают "кормить" не только нашу страну, но и значительную часть всего мира.

Француз из Тбилиси

Неизвестно, каким ветром в Николаевские времена занесло французского коммерсанта Жана-Франциска Эрвье в Тифлис. Но вскоре купец первой гильдии, которого деловые партнеры звали попросту Иван Иванович, принял российское подданство. Его внук Юрий-Рауль уже ничем не отличался от прочих тифлисских мальчишек.

Поскольку родился Юрий Георгиевич в 1909, его взросление было сумбурным. Недоучившийся в гимназии мальчик успел поработать грузчиком, мыловаром, подсобником на заводе, пока, наконец, не пробился на рабфак – всегда мечтал стать геологом. Что и осуществил, отучившись на Киевских высших инженерных курсах геологоразведчиков. Потом была война со службой в саперных частях, демобилизация в чине инженер-майора, несколько лет работы в нефтеразведке Молдавии.

Отныне – сибиряк!

Назначение в Тюменскую нефтеразведочную экспедицию Юрий Георгиевич Эрвье получил в 1952. На тот момент Тюмень была заштатным городком, первую встречу с которым он описал в дневнике:

"Пустыри, унылые бараки-склады, ряды деревянных домов за глухими заборами. В центре сразу за универмагом базар с полусгнившими деревянными палатками. Асфальт сменяется булыжной мостовой: ямы, рытвины, щелястый деревянный тротуар. Старина и ветхость. Потом стройка – будущий машиностроительный техникум… База нефтеразведки на улице Минской, недалеко кладбище. Вот всегда так! Сколько ни организовывал партий и экспедиций, вечно место базы дадут на самом краю населенного пункта, и кладбище рядом…"

Но работы для талантливого ученого было "завались". В поисках нефти и газа командированные геологи «шерстили» непередаваемо огромную территорию: от Ямала до Казахстана.

Тем временем, Московские кабинеты буквально разрывались от словесных баталий. В столице сомневались, что в Западной Сибири найдется что-то достойное, а посему жечь ресурс и изводить людей становилось нецелесообразно. Подпевали сомневающимся и маститые ученые, убеждавшие, что: "Тюмень, например – 80% болот, и никакой нефти там в жизни не найти". А Уренгой, Самотлор, Шаим и вовсе вызывали улыбку на их лицах.

-2
Эрвье, поддерживаемый рядом таких же геологов-мечтателей из Москвы, считал по-другому. Чувствовал, что помимо уже найденных небольших месторождений вот-вот... клюнет крупная рыба, поэтому поиски не прекращал – продолжал работать... порой на одном энтузиазме.

Благо компромисс в Москве был найден. Эрвье дают шанс. В 1956 г. он возглавляет все геологические работы в Западной Сибири и получает, по сути, карт-бланш на реализацию собственных идей. В подчинении десятки тысяч человек, раскиданных по всей Сибири и живущих в суровых реалиях: кто в палатках, кто в плохо отапливаемых бараках. Но каждый из них отчаянно верил в Эрвье, его лидерские качества, харизму и чутье:

"Эрвье был очень строгим. Лентяев, разгильдяев презирал. В человеке ценил порядочность. Мне кажется, что в его голове всегда были вот эти наши месторождения, которые наделали столько шуму. Вот он и шел к цели. Сам был человеком, за которым хотелось идти. В одежде был неприхотлив, всегда оставался самим собой. При нем все работали так, что порой многие удивлялись открывавшимся в них способностям" – вспоминала личный секретарь Юрия Георгиевича

Их чутьё не подвело...

Победный фонтан

На каком-то этапе буровые разведработы сосредоточились в районе Нижневартовска на озере Самотлор. Два года разведка не давала там результатов. Из Центра уже раздавались отчаянные голоса: пора прекратить искать там, где явно ничего нет. Но Эрвье не унимался, продолжая, как собака-ищейка, прильнув к земле, искать нефть для нашей страны.

И вот произошло чудо. Ночью 21 июня 60-го из скважины, на которой работала бригада Шаимской экспедиции, забил мощный нефтяной фонтан. Найдено первое в Западной Сибири промышленное месторождение. Потом их будет еще больше…

Один из профессоров НИИ Гипронефти вспоминал:

Я потом спросил Эрвье, откуда ты знал, что она там все-таки есть? Он ответил: «Шестое чувство подсказало»
-3

Небритый человек с канистрами

Завершение этой истории стало песней Высоцкого «Тюменская нефть». Профессор Боровин вспоминал:

"Присутствующий на месте бурения Эрвье тут же наполнил нефтью две канистры и рванул на вертолете сначала в Сургут, потом в Тюмень. В аэропорту за ящик коньяку договорился с командиром рейсового экипажа, что его – небритого, в телогрейке, с двумя «подозрительными» канистрами – довезут до Москвы. Только в нашей стране такое возможно... Через считанные часы одна из канистр стояла в кабинете Председателя нефтяного комитета, а вторая – у дверей профессорской квартиры председателя комиссии, год назад подписавшего экспертное заключение об отсутствии на Самотлоре нефти…"

Эрвье ушел из жизни в 1991 году, оставив после себя огромное наследие: целую плеяду учеников-геологов и колоссальную ресурсную базу, которая продолжает кормить нас и по сей день.

Удивительный человек и прекрасная история, вы не находите?