Найти тему
КИНОтолкование

Банши Инишерина (2022) Почему бы Колму не объяснить Падрику, что у них "разные дороги" так, чтобы тот понял, и дело не дошло бы до трагедии?

Герой Брендана Глисона, собственно, весь фильм и старается объяснить. Практически с первых же кадров картины, сначала, герой Брендона Глисона (Колм) просто игнорирует его, и герой Колина Феррелла (Падрик) должен был бы уже понять (сделать вывод), что если тебя игнорируют то с тобой просто не хотят общаться. Но Падрик не "сдается", сначала он идет к своей родной сестре и советуется с ней. Сестра (на 4-ой минуте) ему намекает с юмором, через шутку: "Может ты ему больше не нравишься?" (то бишь автор кинокартины, через сестру главного героя, уже дает первый ответ). Затем (на 5-ой минуте) он идет в паб и перекидывается парой фраз с его владельцем за барной стойкой, и владелец этого богоугодного заведения также как и он не понимает и советует ему зайти еще раз к своему другу (Колму).

Брендан Глисон сыграл Колма.
Брендан Глисон сыграл Колма.

На 8-ой минуте киноленты завсегдатаи паба (жители этой маленькой деревни) также не понимают и выдают предположение что скорей всего они поругались (потому что других причин у носителей простого интеллекта не бывает) и Падрик тоже так считает и решает подсесть к Колму за стол с бокалом пинты пива и выяснить "в чем же дело", выяснить причину их размолвки. И, на 9-ой минуте, Колм ему поясняет, что тот ему просто не нравится. Но Падрика (и других психически нездоровых индивидов) такой ответ не устраивает, такой ответ не укладывается у их в голове, в их голове такого не бывает, в их картине мира человек не может просто так разонравиться, в их системе ценностей должна быть какая-то серьезная причина (либо, никакой не может быть причины оправдывающей разрыв долгой дружбы), а не вот это мямленье по поводу какой-то взбалмошной причины вроде "разонравился".

На 18-ой минуте, Падрик прогуливается с несчастным (по сюжету) мальчиком по имени Доминик Кирни (которого сыграл Barry Keoghan), у которого отец местный полицейский на этом острове. Падрик продолжает мучаться, пытается найти объяснение резкому прекращению дружбы (его и Колма). И делится с мальчиком Домиником своими переживаниями: "Что с ним такое? Может у него какие-то плохие новости?" На что Доминик в сердцах объясняет Падрику: "Да нет у него никаких плохих новостей, а наоборот, с его плеч будто свалился огромный груз" (и вот уже через Доминика создатели фильма, еще раз, дают нам ответ).

Колин Феррелл сыграл Падрика.
Колин Феррелл сыграл Падрика.

На 20-ой минуте, Падрик (пытаясь снова заговорить с Колмом), продолжая вымучивать версии, выносит следующее предположение – "сегодня 1 апреля" и возможно Колм просто пошутил, тогда Колм в кадре как бы хлопает нарочито своей кистью себя по лицу (facepalm), что можно интерпретировать как "Колм осознает насколько "сложный случай" у Падрика".

На 21-ой минуте, сестра Падрика делится с ним своей сокровенной проблемой, проблемой одиночества, на что Падрик восклицает с возмущением "Да что с вами всеми? Одиноко им, черт побери!", то есть Падрик не понимает, он не понимает таких проблем, у такого типа личностей таких проблем не бывает, у такого типа личностей главное – это заведенный порядок жизни и, когда такой ритм жизни нарушается – вот тогда для них это проблема, например, в конце кинофильма его сестра уедет с острова и его заведенный порядок жизни нарушится снова (для личностей с расстройством аутистического спектра "перемены в жизни" могут стать причиной неврозов, сложно адаптируются к переменам).

На 24-ой минуте Колм, в сцене в пабе, поясняет Падрику: "Я сочинил уже три части своей новой композиции, а к среде у меня уже будет новая мелодия, которой не было бы, слушая я твою чепуху". Падрик снова не понимает и отвечает Колму: "Мелодия твоя дерьмо".

Колин Феррелл слева, Брендан Глисон справа.
Колин Феррелл слева, Брендан Глисон справа.

На 25-ой минуте Колм подсаживается за стол в пабе к Падрику и вот тут уже (возвращаясь к вопросу о необходимости объяснить о наличии у них "разных дорог") Колм серьезно долго подробно, "на пальцах", объясняет Падрику почему он (Колм) не хочет с ним (Падриком) больше общаться. Колм говорит: "Мне кажется, что время от меня ускользает, я думаю, что мне нужно потратить оставшееся время на размышления и творчество, а не слушать всякие обыденные скучные сплетни, прости меня Падрик". На что Падрик, не понимая, спрашивает: "Ты умираешь?" На что Колм ему отвечает: "Нет". "Но тогда у тебя куча времени", возражает ему Падрик. Колм парирует: "Для бесцельной болтовни". Падрик продолжает упираться: "Не для бесцельной болтовни, а для хорошей беседы". Колм терпеливо продолжает объяснять ему: "Чем больше мы бесцельно болтаем, тем короче становится моя жизнь. И через 12 лет я умру ничего не добившись, разве что треплясь с ограниченным мужиком". Падрик не понимает даже когда его уже открыто назвали "ограниченным мужиком" и продолжает спорить: "Я сказал это не бесцельная болтовня, я сказал это хорошая беседа". Колм не сдается: "Однажды ты мне 2 часа рассказывал о вещах, которые ты нашел в дерьме своего ослика". Падрик просто уже патологически неспособен воспринимать логические связи между предметами, он отвечает Колму: "Так то это было не дерьмо осла, а пони".

Конечно в кинокартине не рассказывается медицинский диагноз Падрика, да и для этого потребовалось бы проведение тестов/диагностики, поэтому мы не можем дать точное определение его психо-физическому состоянию, и, соответственно, дать ответ на вопрос почему он не может понять того что ему популярно доходчиво, в доступной форме, объясняет Колм. По кинофильму нельзя сказать умственная отсталость у него или задержка психического развития (ЗПР). Умственная отсталость – связанна с органическими (врожденными) нарушеняими мозга, а ЗПР – связанна с задержкой психического развития (по тем или иным причинам), которую можно восстановить при помощи работы со специалистами, в то время как умственную отсталость можно только корректировать до определенного уровня. А, возможно, у него другие психологические проблемы. У каждого диагноза свой анамнез, и сказать точно что с ним (не поговорив с ним и с его родителями) – мы не можем, но понять общую канву, понять что с ним что-то не так – мы вполне способны. Можно и дальше пройтись по фильму с указанием точной хронологии где Колм продолжает попытки объяснить Падрику почему у них "разные дороги", но боюсь читать такие длинные "простыни" никто не будет.

С психологической точки зрения имеет смысл еще отдельно выделить случай на 25-ой минуте киноленты, где Колм в пабе подсаживается за стол, который находится на улице, к Падрику и пытается внятно объяснить Падрику почему он (Колм) не хочет с ним (Падриком) больше общаться. Колм говорит: "Мне кажется, что время от меня ускользает, я думаю, что мне нужно потратить оставшееся время на размышления и творчество, а не слушать всякие обыденные скучные сплетни". На что Падрик спрашивает: "Ты умираешь?" Личности с нарушением операциональной стороны мышления неспособны понять переносного смысла пословиц и метафор. Например, Колм ему говорит, что от него ускользает время, то есть Колм хочет сказать, что у него осталось мало времени метафорически. На что Падрик интересуется у Колма "не умирает ли тот". То есть, Падрик воспринимает его метафору буквально. Собственно говоря, только индивиды с нарушениями мышления неспособны понять условности содержания пословицы и метафоры. Например, пословица "волка ноги кормят" может быть воспринята подобным индивидом впрямую. Он понимает что такое "волк" и что такое "ноги", но почему они его кормят он ответить не сможет. Или на метафору "золотая голова" он может ответить "золотой головы не бывает, это только на памятнике может быть позолоченная голова". Таким образом, эта сцена на 25-ой минуте важна, она наглядно иллюстрирует психическое состояние Падрика и его интеллектуальный уровень развития.