Импортозамещение в морской отрасли — одно из наиболее актуальных направлений, и государство готово выделять многомиллиардные субсидии для создания независимой от поставок извне продукции. В конце прошлого года Минпромторг РФ обозначил победителей конкурса на получение субсидий: ими стали 36 российских предприятий, которые будут осуществлять разработку по 66 позициям. Отдельно среди них хотелось бы отметить систему обработки балластных вод и аппараты для быстрой заморозки рыбы, на создание которых Минпромторг уже направил средства.
Очистка балластных вод
Балластные воды — это объемы водных масс, которые набирают для повышения устойчивости судна и улучшения его маневренности. Водяной балласт несет в себе экологическую угрозу, поэтому воду необходимо очищать, и для решения этой задачи применяются специальные установки.
Создавать отечественное оборудование поручено «НПО ЭНТ-Технология» (Санкт-Петербург). Предприятие получило 440 млн рублей на разработку установки обработки балластных вод и систем водоподготовки. Предполагается, что изделие будет совмещать механическую фильтрацию с ультрафиолетовым облучением и фотолитическим озонированием. Интенсивность УФ-облучения, таким образом, должна автоматически регулироваться в зависимости от степени загрязнения.
Технологичная установка позволит избавиться от ряда экологических угроз. По данным Минпромторга, балластные воды служат переносчиками холерных заболеваний, и это даже не самое страшное. Морские организмы, попадая при сбросе балласта в новые акватории, оказывают негативное влияние на локальную экосистему. Фактически недоочистка водных масс с судов может привести к тяжелым экологическим последствиям вплоть до разрушения местной среды, поэтому обработка воды является очень важной процедурой. Наиболее существенно это для судов с двойной осадкой, которые критически необходимы для развития российского речного судоходства.
Представители НПО заявили, что создать подобную конструкцию нетрудно, так как «в железе» ее сделали около 10 лет назад, однако большого спроса отечественная модель не имела. Ранее в России использовали в основном датскую, шведскую и южно-корейскую технику.
Международная сертификация
Если трудностей с производством российского аналога не возникнет, то с получением международной сертификации дела обстоят не так просто. По словам руководителя отдела сбыта и маркетинга «НПО ЭНТ-Технология» Олега Доровских:
«Если вы судовладелец или заказчик судна, мы можем начать для вас изготавливать систему уже сегодня. Но нужно получить международный сертификат — а с этим сейчас проблема. Например, мы в прошлом году поставили на судно установку, несколько месяцев испытывали её в Мурманске, подготовили пакет документов. Российские структуры документы утвердили и передали в IMO. Ответа пока нет. Сертификат мы ждём в этом году, но когда это произойдёт — сказать сложно».
Международная сертификация нужна для упрощения процессов очистки. Если оборудование не сертифицировано, судно обязано передавать балластные воды на очистительные сооружения в зарубежном порту или же ждать прибытия плавучей станции. В обоих случаях тратится больше денег и времени. С другой стороны, многое зависит от требований конкретной страны, куда направляется судно, так что ситуация неоднозначна.
IT-проект SFERA — один из самых ярких и амбициозных в России. Компания разрабатывает многофункциональное мобильное приложение, релиз которого совсем скоро. Скачивайте приложение в раннем доступе в Google Play и AppStore. Спасибо!
Оборудование для заморозки рыбы
Еще один проект — разработка аппаратов для быстрой заморозки свежей рыбы. Компания «Гран» (республика Марий Эл) получила от Минпромторга 96 млн рублей на реализацию задачи.
Локализованные морозильные конструкции производительностью от 8 до 20 тонн в день должны обеспечивать температуру до -18°С и уметь взаимодействовать с отечественными и европейскими блоками — по 11 и 7,5 кг соответственно.
Как утверждает начальник проектно-конструкторского отдела организации-исполнителя Артём Мамитьев, у России нет опыта производства подобной техники:
«За основу берём европейские аналоги, но это будет целиком новая разработка. Отечественных комплектующих в нашем изделии, надеемся, будет не менее 90–95%. Основная проблема, которая нас ждёт при разработке, — это датчики, которые способны работать при низких температурах — ниже –25°С».
Эти проекты станут одним из множества шагов к устранению зависимости от иностранных компаний. Масштабная государственная программа подразумевает выделение субсидий в объеме 17 млрд рублей на создание полностью отечественной продукции. Вероятнее всего, процесс локализации будет продолжаться долгие годы, поскольку налаживание полноценного производства (в отдельных случаях — с нуля) — крайне сложная задача. Тем не менее готовность вкладывать немалые средства внушает определенную уверенность, что в конечном итоге Россия достигнет поставленной цели.
Подпишитесь и поставьте лайк! Спасибо!
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA