Найти тему

Про книги: TRACTATUS SATANICUS

Для того, чтобы пресечь тонну вопросов, сразу же скажу, что я обожаю читать религиозную литературу, труды по теологии, да и вообще всё, что связано с верой человека в сверхъестественное. Ибо как ещё можно понять, чем именно смазываются шестерёнки внутри наших голов, как не при помощи познания того неведомого, во что человек слепо верит. Ведь согласитесь, — ни одного реального доказательства существования Бога у нас на руках нет, если конечно не принимать в расчёт слова пророков и проповедников, но с таким же успехом и я могу завтра выйти на Тульскую площадь и начать возвещать о пришествии в наш мир нового мессии в виде огромного муравья с крыльями и голосом как у Элвиса. Самое же забавное состоит в том, что, клянусь чем угодно, в Москве, а уж тем более в России, найдутся люди, которые мне искренне поверят. О чём это я? Ах, да. Так вот, именно слепая вера человека в некое всесильное существо заставила меня собрать дома неплохую коллекцию из книг по теологии, религиоведению и даже всевозможным ересям и сектам. А сегодня у нас в гостях не кто-нибудь, а сам Сатана! Помахайте ему ручками!

Кстати, следует заметить, что разные служители церкви по-разному воспринимают само имя «Сатана»: кто-то считает его эквивалентом Дьявола, а другие утверждают, что это лишь один из многих демонов, подобных Азазелю, Мардуку и Мефистофелю. Затейливо, да? Персонаж настолько противоречивый, что даже представители официальной Церкви не могут сойтись во мнении, кто же он такой. Андреас Шлипер, автор рассматриваемого нами опуса, предпочитает отожествлять Сатану именно с лордом ада, а потому и мы для простоты опустим всю полемику и примем его утверждение на веру.

Впервые увидев эту книгу в книжном магазине «Молодая гвардия» я сразу заподозрил что-то неладное, ибо создавалось ощущение, что обложка была распечатана на станке подпольного издательства, да ещё в начале девяностых годов, когда в моде был глянец, а шрифты ограничивались двумя видами: Times New Roman и Arial. Либо у автора не было особенно много средств к раскрутке своего произведения, либо такой стиль был выбран специально… Только вот зачем? Я, как долго я над этим не размышлял, так и не смог этого понять.

Дальше — больше. Книга была найдена мною в разделе «теология», который обычно наполнен тоннами Библий, Коранов, Тор, а также кучами соответствующей пустословной литературы, как бы претендующей на достоверный анализ вышеупомянутых источников. Обычно по соседству ютятся книги по мифологии и язычеству, а зачастую попадаются и труды нео-язычников, в основном касающиеся единения с природой и танцам вокруг Лукоморского костра. Уж поверьте мне, найти там художественное произведение я никак не ожидал! Заплатив за книгу, я посчитал, что купил долгий и нудный трактат на тему того, как следует призывать демонов и фамильяров, а также магическим образом воровать молоко у соседей и делать мелкие пакости окружающим (I do it all because I’m evil…), — вполне стандартное наполнение книги по сатанизму. Но нет, — меня ожидал сюжет! Хороший ли? Ну, это как посмотреть…

Буду откровенным и отмечу, что сюжет проходит через книгу фоном и является как бы окаймовкой философских и социальных измышлений автора. Или не автора? Даааа, если верить Андреасу Шлиперу, книга написана на самом деле не им, а самим Дьяволом, который в один прекрасный вечер явился к нему домой и предложил хорошие деньги за редакторскую правку его литературного труда. Мотивирует свою просьбу он так: мол, «я пишу в очень устаревшем стиле и использую тонну анахронизмов, а мне хочется, что меня поняло современное поколение…». Тут у любого наблюдательного читателя сразу появится вопрос: почему же относительно могущественный Дьявол не следит за тем, что происходит на Земле? Неужели для него так сложно откорректировать свои языковые познания в соответствии с современными нормами? Что он делал последние сто лет? Считал чертей в аду? Да, и вот ещё что: зачем ему вообще книга понадобилась, чтобы донести что-то до людей? Если его мысли так важны для выживания человечества (а он именно так и утверждает), то почему нельзя просто вылезти из адской дыры на Землю нашу грешную и доходчиво объяснить людям, что да как. Можно было бы даже устроить вечернее шоу под названием «Спасаем Землю с мистером Сатаной!». Но я слишком увлёкся.

Сюжет продолжает медленно развиваться: автор сначала отнекивается, но в итоге принимает дьявольскую рукопись (на дискете, — ага, значит технологии он освоил, а язык нет?? Да как так то??) и начинает её редактировать. Далее начинается сам текст трактата, в котором Дьявол прослеживает всю историю человечества от сотворения мира и до сегодняшнего времени. При этом он часто теряет нить повествования, пускается в пространные рассуждения по поводу и без (к примеру, в одной из глав он страниц пять тратит на рассуждения о восприятии мира уткой… Dead fucking serious!), костит человека по любому возможному поводу и отпускает сальные шуточки в сторону Бога (которого он кстати врагом не считает — Сатана признаёт его превосходство и даже надеется на дружбу с ним). Всё это мило и трогательно, но нам нужно докопаться до сути дела. В общем и целом вся суть дьявольских рассуждений сводится к нескольким пунктам, которые я вам перечислю (спойлерррры):

1) Землю создал не Бог, а Дьявол: Бог создал Райский сад и поселил в нём людей, а Дьявол, подражая ему, создал Землю, которая получилась отнюдь не такой совершенной. Когда Ева и Адам соизволили скушать Яблоко (плод) Познания, а Бог выскочил из-за куста и словил их за руку (тоже мне… Мы ещё вернёмся к этому сюжету в других заметках), он выгнал их из Рая и без ведома Сатаны поселил их на Земле.
2) Дьявол решил использовать человека в своих целях, взяв на себя роль нового божества и поставив перед человеком задачу: совершенствовать себя дабы совершенствовать мир.
3) Бог оказался этим недоволен и на протяжении истории постоянно ищет методы уничтожения или развращения человечества: то потоп нашлёт, то христианство с мусульманством изобретёт, — Сатана считает, что от подобных религий мозг человека деградирует, а потому он не может саморазвиваться. То есть Бог и Сатана как бы поменялись местами.
4) Человек виноват в том, что неправильно расставляет свои приоритеты: вместо того, что изменять мир вокруг себя к лучшему, он зачем-то изобрёл деньги («продал душу Мамону») и экономику и погряз в пучине торгашества.
5) Скоро в нашем мире произойдут кардинальные перемены, которые могут привести к исчезновению человечества, а потому Сатана даёт нам последний шанс: мол, если мы не начнём самосовершенствоваться, то он просто даст нам передохнуть, а потом возложит свои надежды на других существ, проживающих на нашей планете. На муравьёв. Я же не просто так их в начале рецензии припомнил…

Да, всё это может показаться бредом сивой кобылы, но стоит отдать Шлиперу должное: все его рассуждения, не смотря на весь их хаос и отсутствие хоть какой-то структуры, сдобрены густым слоем чёрного юмора и изобилуют ссылками на немецких, английских и русских философов и писателей. Даже Булгакова упомянули, — ну разве не прелесть! Более того, я, наверное, повторяюсь, но всё же должен заметить, что в книге очень много умных идей, которые достойны быть донесёнными до массового читателя. Проблема заключается в двух вещах: во первых, многие идеи либо быстро забываются на фоне очередных пространных рассуждений про какую-либо чушь или глупость рода человеческого, либо же просто не получают достаточного развития, и, как следствие, автор делает из них нелогичные и даже абсурдные выводы. Во-вторых, название книги… Поймите меня правильно, я человек, который скептически относится к религиям (в отличие от веры, — это, знаете ли, два разных понятия), а потому могу прочитать Трактат Сатаны без какого-либо зазрения совести или мракобесного страха. Подобного нельзя сказать про большинство верующего населения нашего мира: такие книги ассоциируются у них с сектантством и сатанизмом, а то есть с чем-то для них страшным, непонятным и запретным. Вы не поверите, сколько раз я ловил на себе косые взгляды в вагоне метро (читать в метро — разве может быть что-то лучше?): некоторые из них были осуждающие, некоторые — враждебные, некоторые — испуганные. Были конечно люди, которым было всё-равно, что там читает стоящий рядом с ними мужчина, а были и такие, кто заинтересовывался книгой и сразу начинал её гуглить. Всё это я говорю к тому, что если автор хотел донести свои мысли до большей прослойки населения Земли, то надо было просто назвать книгу по-другому, не так вызывающе и претенциозно…

А может в этом и был весь замысел, ведь я-то её купил.

Книгу "Сквозь Бесконечность, акт 1: Эра Отверженных" можно приобрести здесь:
Лабиринт:
https://www.labirint.ru/books/876888/
Читай-город:
https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/2929269/
"Буквоед":
https://www.bookvoed.ru/book?id=13565112

Читайте мои книги на Целлюлозе:
https://zelluloza.ru/search/details/120365/

#фантастика #религия #сатана #литература #книги #николайчувиков