Найти тему

Проектируем пути эвакуации: какие нюансы важно учитывать

Оглавление
Фото из архива проектной компании "Демер". Поликлиника Волгограда
Фото из архива проектной компании "Демер". Поликлиника Волгограда

Эвакуационные выходы — это путь в безопасную зону или на улицу. Они нужны, чтобы спасти жизнь людей во время пожара или ЧС. Рассказываем, как проектируются эвакуационные выходы и на что надо обратить внимание.

Что такое аварийный выход

Количество и ширина выходов рассчитывается во время проектирования. Это зависит от типа и назначении здания, и в зависимости от предполагаемой проходимости в нем людей. Все требования к путям эвакуации содержатся в СП 1.13130.2009.

В проекте разрабатывается не только эвакуационный выход, но и другие пути. К ним относятся:

  • подвалы, ведущие на лестничные клетки или совмещенные с тамбуром;
  • подвальные этажи;
  • служебные помещения – санитарные и курительные комнаты, гардеробные и др.;
  • помещения на лестницу;
  • лестничные площадки и марши;
  • коридоры и тамбуры;
  • двери и ворота, ведущие на парковку.

При проектировании путей эвакуации, важно учитывать геометрию пространства: чтобы беспрепятственно пронести носилки с лежащим человеком.

Если проходы завалены хламом, спасательным службам будет трудно добраться до огня или людей.

Загромождать эти аварийные пути и выходы нельзя, за это полагаются штрафы.

Этапы проектирования путей эвакуации

Работа специалистов компании "Демер"
Работа специалистов компании "Демер"

Разработка проекта на строительство отличается от проекта при реконструкции и перепланировке. В каждом конкретном случае свои тонкости и виды работ могут отличатся.

При проектировании выходов сначала изучается объект и его назначение, планировки и количество посетителей. Анализируется участок объекта, в зависимости от местности и месторасположения планируются места размещения будущих аварийных выходов наружу.

Проектировщик формирует возможные решения по эвакуации людей, составляет обоснование по степени огнестойкости, класса опасности конструкций и материалов для отделки. При проверке МЧС использование специальных строительных материалов — обязательный пункт.

Каждый путь эвакуации проверяется на соответствие по длине, ширине и высоте лестничных проемов и маршей. Также учитывается доступность эвакуационных выходов для инвалидов, пожилых, беременных женщин и других маломобильных людей.

Готовый проект содержит планы эвакуации и схемы технических систем противопожарной защиты.

На что обратить внимание при приемки

Специалисты проектной компании “Демер” советуют обратить внимание при приемке объекта на размеры путей эвакуации и выходов.

Эвакуационный выход: высота в свету не менее 1,9 м, ширина не менее 0,8 м. Если планируется, что через путь эвакуации будет проходить более 50 человек, то ширина должна быть не менее 1,2 м.

Двери эвакуационных выходов и двери, расположенные на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.

Горизонтальные участки путей эвакуации и пандусы должны быть шириной не менее:

1,2 м - для коридоров и иных путей эвакуации, по которым могут эвакуироваться более 50 человек;

0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам;

1,0 м - во всех остальных случаях.

В эвакуационных коридорах, как правило, не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2 м, трубопроводы с горючими газами и жидкостями, а также встроенные шкафы, кроме встроенных шкафов для коммуникаций и пожарных кранов.

Коридоры должны быть не более 60 м, в противном случае их нужно разделять противопожарными перегородками 2-го типа на участки.

При приемке работ подрядчик должен обязательно предоставить сертификаты на класс огнестойкости материалов. Вот их референсные значения.

Вестибюли, лестничные клетки, лифтовые холлы:

Для отделки стен и потолков: КМ0

Для покрытия полов: КМ1

Общие коридоры, холлы, фойе:

Для отделки стен и потолков: КМ1

Для покрытия полов: КМ2


Подписывайтесь! Делимся опытом в сфере проектирования и строительства, обсуждаем насущные темы и новости отрасли.