«Аватар» - самая нашумевшая кинокартина в 21 веке. Каждого человека, посмотревшего фильм, поразило визуальное решение, вымышленная вселенная, сама история. Эта работа считается особенной не только в карьере Джеймса Кэмерона, но и во всем «киномире». Зритель уходил с премьеры с послевкусием разных эмоций, испытанных в зале, с тысячей вопросов в голове. Именно этого и добивался режиссер. Его идея несет за собой глубокие философские смыслы.
Конечно, каждый после просмотра обеих частей задумывался о жестокости и эгоизме людей будущего. Человек 2154 года готов яростно убивать все живое, целые племена. Все это ради ценного на Земле минерала Анаптаниума. Человечество по большей части злое, хотя оно само виновато в нехватке всего необходимого. Сначала зритель негодует, ему не нравится поведение человека в будущем, но, анализируя, почему все так жестоко, находит истоки трагедий. Исток – это мы. Мы – в глобальном смысле этого слова, это люди нашего времени. Знатоки истории сразу заметили, что сюжет «Аватара» - аллюзия вторжения США в Иран, Ирак и Афганистан, параллель событиям 17 века, когда колонизаторы обрушили мощь своего оружия на индейцев из-за золота (кстати, намек на это событие весьма яркий, ведь племя На ' Ви очень похоже на индейцев), 20 века, когда американцы пришли за нефтью на Ближний Восток. А падение дерева душ в первой части «Аватара» напоминает о крушении башен близнецов из-за теракта 11 сентября 2001 года. Все параллели войны между жителями Пандоры и Земли открывают глаза человеку на то, что это не будущее. Это сегодня. Только сейчас человечество воюет с соседями по планете, что тоже очень трагично.
Джеймс Кэмерон размышляет не только о разрушении связей между людьми, нанесении вреда природе и о кризисе европейского гуманизма, но и о новой эпохе, о которой стали говорить после теракта в 2001 году в Нью-Йорке. И это эпоха Метамодерна. Ей свойственны суждения о том, что человек беспомощен и совсем не так рационален, как все привыкли думать, а безопасность – наивысшая ценность современности. Но почему человек не такое уж и особенное существо согласно Метамодерну? На это есть ответ. Человек благодаря своему сознанию додумался до техники, невероятно умных роботов, создал ядерное оружие. Но он не учел того, что все это может его и уничтожить. Эта мысль кроется не только в сюжете, но и в самом названии картины. Аватара в философии индуизма – обозначение нисхождения божества на землю с определенной миссией. В фильме у аватаров была миссия уничтожить На'Ви и завладеть их землей. Только вот цели у некоторых аватаров оказались совсем другие. Джейк Салли пришел туда с миром. Он хотел стать ближе к доброму, справедливому и искреннему племени синих существ На'Ви. На фоне их человек – эгоист и злодей, который покушается на святое. Благо людей, по их мнению, смысл жизни Вселенной. Но на примере Джейка режиссер дает понять, что не все люди такие, однако, к сожалению, их очень мало.
Философский замысел, связанный с Метамодерном, на который хотел обратить внимание Кэмерон, еще в том, что человечество расширило границы существования не только в реальном, но и в виртуальном мире. Страница в социальных сетях – это его аватар. Там он может казаться лучше, чем есть на самом деле. Эту мысль Кэмерон объяснил через символы и гиперболизацию. Ведь аватары людей существенно отличаются от них самих, они намного сильнее. Джейк Салли, который был инвалидом, приняв облик аватара, стал здоровее, он бегает, прыгает и сражается. Как и в фильме, в реальности существует двоемирие. Второй мир – Интернет. Таким образом, человек, что в фильме, что на самом деле, живет на два мира.