Найти в Дзене

ПЕЩЕРЫ ЭЛЛОРА: Всемирное наследие, выбитое в камне. Целый город в индийских горах!

Долгий путь в малоизвестный индийский Аурангабад мы проделали, чтобы увидеть пещерные храмы Эллора, расположенные в 30 км от города. Это один из крупнейших в мире религиозных комплексов, высеченных в скале, и датируется 600-1000 гг. н.э. Уникальное место, где плечом к плечу жили индуисты, буддисты, джайны, увековечивая в камне религиозные идеи. Не нужно ходить к гадалке, чтобы понять – довезти до этого культурного чуда нас захотели все таксисты и туктукеры города. Предложения сыпались каждые три метра, проходимые нами по пыльным дорогам Аурангабада. Отличная возможность заработать на туристах, оно и понятно. Но мы молча свернули в сторону автовокзала и доехали до Эллоры за 40 рупий (32 ₽) на местном автобусе. А на входе в пещерный комплекс отдали ещё 600 рупий (480 ₽) за билет, который для иностранца конечно же стоит в 10 раз дороже, чем для местного. Внутренних туристов, кстати, было абсолютное большинство. Люди приезжали семьями, школами, компаниями. Забегая вперёд скажу, что за н

Долгий путь в малоизвестный индийский Аурангабад мы проделали, чтобы увидеть пещерные храмы Эллора, расположенные в 30 км от города. Это один из крупнейших в мире религиозных комплексов, высеченных в скале, и датируется 600-1000 гг. н.э. Уникальное место, где плечом к плечу жили индуисты, буддисты, джайны, увековечивая в камне религиозные идеи.

Не нужно ходить к гадалке, чтобы понять – довезти до этого культурного чуда нас захотели все таксисты и туктукеры города. Предложения сыпались каждые три метра, проходимые нами по пыльным дорогам Аурангабада. Отличная возможность заработать на туристах, оно и понятно. Но мы молча свернули в сторону автовокзала и доехали до Эллоры за 40 рупий (32 ₽) на местном автобусе.

-2

А на входе в пещерный комплекс отдали ещё 600 рупий (480 ₽) за билет, который для иностранца конечно же стоит в 10 раз дороже, чем для местного. Внутренних туристов, кстати, было абсолютное большинство. Люди приезжали семьями, школами, компаниями. Забегая вперёд скажу, что за несколько часов прогулки дотошные индийцы попросили нас сфотографироваться с ними раз 30 (не преувеличиваю). Конечно же это изрядно отвлекает от созерцания священного места и разрушает волшебную атмосферу. В таких уголках хочется только одного – покоя и умиротворения.

-3

Итак, как же появилась Эллора? На этот счёт ведутся споры. Ясно, что место лежит на важном торговом пути, совсем рядом значимый в прошлом город Даулатабад. Вероятно, монахи (прежде всего индуисты) облюбовали здешние склоны Западных Гат, а местный бизнес в лице правящих династий региона, торговцев и знатных семей выделял им деньги. Кто какой религии придерживался, тот той группе и донатил. Из 34 пещер Эллоры 12 сооружений на юге — буддийские, 17 в центре посвящены индуистским богам, 5 пещер к северу — джайнские. Они построены близко друг к другу, что отражает религиозную гармонию, существовавшую в древней Индии.

-4

Поражает то, как, имея только примитивные орудия труда, строители прошлого выдолбили в скалах целые храмы и жилищные комплексы. На примере самого грандиозного сооружения – храма Кайлас (или Кайласанатха) установлено, что стройка велась сверху вниз. Зодчие сначала вырубали траншеи, а затем десятилетиями отсекали от них всё лишнее. К слову, храм Кайлас (назван в честь горы в Гималаях, на которой по легендам обитает Шива) строили около 150 лет! И создали крупнейшее в мире монолитное скальное сооружение.

Из буддийских построек впечатлила пещера №10. Она также известна как «Пещера плотника», потому что отделка напомнила исследователям деревянные балки. Поспешу с ними не согласиться. Я почувствовал себя в чреве кита, уж больно своды похожи на скелет исполинской рыбы. В центре находится внушительная статуя Будды, сидящего в позе проповедника. На его смиренное лицо падает мягкий свет из прорубленного в камне окна.

Буддийские пещеры показались мне весьма просторными, но сдержанными. Люди отбили у скалы пространство, в котором хотели только медитации, жизни согласно благородным истинам и достижения нирваны.

Индуистские же отличаются буйством деталей, узоров, всё это звучит в унисон местной культуре, яркой и эмоциональной. Многочисленные мурти (статуи богов) танцуют, сражаются, созерцают, поют. А скалы хранят всё это в породе. Такая застывшая музыка. Прислушайтесь.

Индия
37 тыс интересуются