Найти в Дзене

Специфика страхов у детей 5-6 лет

Оглавление

Специфика страхов в 5-6 лет тесно связана с психическим развитием ребенка. Этот возрастной период характеризуется:

  • интенсивным развитием воображения, абстрактного мышления и памяти
  • формированием высших чувств: любви, нежности, заботы, сострадания
  • формированием физического и психологического образа «Я»
  • формированием понятия «Мы»
  • доступностью для социальных связей
  • способностью предугадывать действия другого, понимать чувства других;
  • формированием чувства собственного достоинства и чувства долга;
  • потребностью в дружбе и общении
  • актуализацией автономии и независимости.

Все эти новообразования психики в большей или меньшей степени отражаются на особенностях страхов старших дошкольников.

-2

Основные страхи старших дошкольников

Страх смерти. В 5-6 лет дети начинают понимать, что человеческая жизнь закончилась и когда-нибудь уйдут и они, и их близкие. Из этого страха возникают другие страхи: страх заболеть опасной болезнью (или того, что ею заболеют родители), страх нападения, войны, пожара, ночных кошмаров, одиночества и другие страхи, о которых речь пойдет ниже.

Страх перед стихией может быть вызван не только боязнью смерти, но и неосведомленностью о некоторых природных явлениях.

Причины появления боязни животных разные:

  • зубы, когти, яд предполагают угрозу жизни и здоровью
  • незнание: «Я боюсь кузнечиков, потому что они какие-то непонятные»
  • негативный опыт взаимодействия, например, лай или укус собаки

Страх перед сверхъестественными существами, сказочными персонажами возникает в результате буйного воображения и развития абстрактного мышления. Также Баба Яга в детских кошмарах часто выступает как символ смерти, угрожая схватить мальчиков и сжечь их в печке. Страх смерти также может быть связан со страхом перед героями фильмов ужасов.

Особенности мышления и воображения также приводят к возникновению боязни темноты: в ней можно представить любое чудовище, а смутные очертания в темной комнате могут выглядеть как крокодил, лев или еще кто-то не менее жуткий.

Наличие нормативных страхов у детей является закономерным этапом формирования их психики. Страх – это эмоция, защищающая от необдуманных поступков и позволяющая сохранить здоровье и жизнь.

Однако при неблагоприятных обстоятельствах у детей могут развиться невротические или деструктивные страхи. Они носят резкий характер, занимают все мысли ребенка, сковывают его действия, лишают уверенности, инициативы, снижают общий эмоциональный фон.

-3

Наличие невротических страхов всегда требует психологической коррекции с помощью специалиста.

Факторы риска, способствующие возникновению деструктивных страхов

  • неполная семья;
  • отсутствие братьев и сестер;
  • повышенная тревожность и наличие страхов у матери;
  • повышенная тревожность, мнительность и впечатлительность у ребенка;
  • сверхзащита;
  • эмоциональная холодность, отчужденность родителей от ребенка;
  • авторитарный стиль воспитания;
  • непоследовательное поведение родителей - сначала строго наказывали, потом осыпали подарками;
  • конфликты со сверстниками: ссоры, хулиганство, неведение и др.;
  • конфликтные отношения между родителями, отсутствие спокойной, стабильной, доверительной семейной обстановки;
  • ранний уход матери на работу;
  • длительное пребывание в стационаре, особенно в одиночестве.
-4

Рекомендации для родителей

Есть несколько способов помочь успокоить испуганного ребенка:

  • отвлечение внимания на какое-либо увлекательное для него занятие;
  • ночник в спальне для боязни темноты;
  • спать с ребенком со страхом ночных кошмаров;
  • если дети боятся оставаться одни, уходить, с ними необходимо попрощаться, пообещать вернуться, не задерживаться;
  • при страхе перед мифическими существами может быть эффективным сделать вид, что злобный монстр нейтрализован: например, запереть дверь шкафа, в котором он прячется, и убедить ребенка, что теперь монстр точно не сможет выйти.

Объект страха станет менее отталкивающим, приняв следующие меры:

  • расширить знания о страшном объекте. Если ребенок боится смерти, следует спокойно объяснить ему, что это природное явление, в котором не о чем беспокоиться;
  • писать сказки о страшных людях - обязательно с добрым началом и концом;
  • рисовать или лепить то, чего ребенок боится, неизменно добавляя забавные детали.