Найти тему
Без путёвки.

Псковские сокровища. Храмы Пскова в ЮНЕСКО.

По меткому определению поэта Иосифа Бродского, "псковские церкви - прекраснейшие во всей империи". И с этим трудно не согласиться. Потому что в понимании самобытности псковской школы зодчества ключевое слова: красота.

Обезоруживающая простота, аскетизм и какая-то необыкновенная внутренняя сила и одухотворенность отличает псковские храмы.

В 2019 году произошло знаменательное событие в истории Пскова и всей России: сразу 10 памятников древнего псковского зодчества 12-16 веков были внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

1. Церковь Богоявления с Запсковья 1496г.-XVI век.

Церковь Богоявления с Запсковья - исключительный, даже в богатейшем Пскове, по своим художественным достоинствам памятник псковской школы зодчества ее лучшего "золотого XV века". Этот храм поставлен на высоком берегу Псковы . Впервые храм упоминается в 1397 году, нынешний поставлен в 1496 году на месте раннего, а в XVI веке он был дополнен двумя приделами и палаткой со звонницей. Псковские мастера "поймали" здесь гармонию частей и целого, по-особому разработали видовые точки зрения на каждый из четырех фасадов храма, непредсказуемо разнообразные.
Церковь Богоявления с Запсковья - исключительный, даже в богатейшем Пскове, по своим художественным достоинствам памятник псковской школы зодчества ее лучшего "золотого XV века". Этот храм поставлен на высоком берегу Псковы . Впервые храм упоминается в 1397 году, нынешний поставлен в 1496 году на месте раннего, а в XVI веке он был дополнен двумя приделами и палаткой со звонницей. Псковские мастера "поймали" здесь гармонию частей и целого, по-особому разработали видовые точки зрения на каждый из четырех фасадов храма, непредсказуемо разнообразные.

2. Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья 1463г.-XIX век.

Храм и его окружение не раз перестраивалось, сохранив, при всех утратах, до нашего времени кончанский масштаб. Крупный, свободно-ассиметрично развивающийся, важнейший на Запсковье, ансамбль, с красивыми воротами, оградой и замечательной палаткой под звонницу (ныне утраченную), -  венчается воистину псковским по духу    храмозданием: одноглавый, красивых пропорций со спокойным восьмискатным покрытием кровли, храм Козьмы и Дамиана спокойно, достойно-степенно встречает нас на древней улице Званнице, названной в честь его красивейшей звонницы.
Храм и его окружение не раз перестраивалось, сохранив, при всех утратах, до нашего времени кончанский масштаб. Крупный, свободно-ассиметрично развивающийся, важнейший на Запсковье, ансамбль, с красивыми воротами, оградой и замечательной палаткой под звонницу (ныне утраченную), - венчается воистину псковским по духу храмозданием: одноглавый, красивых пропорций со спокойным восьмискатным покрытием кровли, храм Козьмы и Дамиана спокойно, достойно-степенно встречает нас на древней улице Званнице, названной в честь его красивейшей звонницы.

3. Церковь Михаила Архангела с колокольней 1339г.-XVII век.

Эта первая каменная церковь в посаде имела важнейшее значение для города. Михайловская церковь с высокой апсидой большого выноса, обширными столбами в сочетании позакомарным покрытием (возможным в древности), - прямо говорит об использовании новгородского варианта храма. Однако снижение масштаба постройки и обрастание со временем четверика приделами, галереями, папертями постепенно приводило к формированию чисто псковской, пирамидальной композиции церкви. Появление шатровой московского типа колокольни  в XVII веке привело ансамбль храма  к  демонстрации целой истории зодчества!
Эта первая каменная церковь в посаде имела важнейшее значение для города. Михайловская церковь с высокой апсидой большого выноса, обширными столбами в сочетании позакомарным покрытием (возможным в древности), - прямо говорит об использовании новгородского варианта храма. Однако снижение масштаба постройки и обрастание со временем четверика приделами, галереями, папертями постепенно приводило к формированию чисто псковской, пирамидальной композиции церкви. Появление шатровой московского типа колокольни в XVII веке привело ансамбль храма к демонстрации целой истории зодчества!

4. Церковь Василия на Горке XVI век.

Церковь Василия на горке, пожалуй, самая известная и любимая в Пскове. Невозможно не любоваться ее совершенными пропорциями, красивейшей композицией, изумительным   силуэтом, «вписанностью» в пейзаж, - точно она выросла, как творение самой природы, на этом живописном холме в центре парка. В летописи под 1377 г. говорится об украшении этого храма фресками(!) В 1413 г. возводится новая церковь, однако  сегодняшний храм ученые убедительно датировали серединой XVI века. Храм Василия на Горке с первого взгляда опознается как характерно псковский, истинный  шедевр псковской архитектуры.
Церковь Василия на горке, пожалуй, самая известная и любимая в Пскове. Невозможно не любоваться ее совершенными пропорциями, красивейшей композицией, изумительным силуэтом, «вписанностью» в пейзаж, - точно она выросла, как творение самой природы, на этом живописном холме в центре парка. В летописи под 1377 г. говорится об украшении этого храма фресками(!) В 1413 г. возводится новая церковь, однако сегодняшний храм ученые убедительно датировали серединой XVI века. Храм Василия на Горке с первого взгляда опознается как характерно псковский, истинный шедевр псковской архитектуры.

5. Церковь Николы со Усохи 1536г.

Храм Николы со Усохи - блистательный образец псковской школы XVI века, создававшийся одним из первых после переломного 1510 - года присоединения Пскова к Москве. Этот живой свидетель трудного и плодотворного времени, создавался псковичами  как градостроительная доминанта на важнейшей Великой улице города и как кончанский храм древнего Опоцкого конца (т.е. района города). Впервые он был построен в 1371 г., в 1536г., после пожара, был возведен заново. Это был второй по значению после Троицкого собора огромный храм, чью грандиозность оттеняет маленькая загадочная «часовня неугасимой свечи».
Храм Николы со Усохи - блистательный образец псковской школы XVI века, создававшийся одним из первых после переломного 1510 - года присоединения Пскова к Москве. Этот живой свидетель трудного и плодотворного времени, создавался псковичами как градостроительная доминанта на важнейшей Великой улице города и как кончанский храм древнего Опоцкого конца (т.е. района города). Впервые он был построен в 1371 г., в 1536г., после пожара, был возведен заново. Это был второй по значению после Троицкого собора огромный храм, чью грандиозность оттеняет маленькая загадочная «часовня неугасимой свечи».

6. Церковь Георгия со Взвоза 1494г.

Стройно–гармоническая церковь Св. Георгия – великолепный памятник псковской школы архитектуры ее «золотого века». «Как внутреннее пространство, так и фасады храма демонстрируют отточенность построения, прекрасное владение формой», великолепные пропорции. В общей сложившейся, лаконично-отточенной  системе декора храма, типичны: «поребрик-бегунок–поребрик», валиковые разводы на апсидах, «бровки» красивой формы над окнами - и  совершенно загадочный оригинальный поясок из муравленных изразцов с кентаврами (!) на барабане.
Стройно–гармоническая церковь Св. Георгия – великолепный памятник псковской школы архитектуры ее «золотого века». «Как внутреннее пространство, так и фасады храма демонстрируют отточенность построения, прекрасное владение формой», великолепные пропорции. В общей сложившейся, лаконично-отточенной системе декора храма, типичны: «поребрик-бегунок–поребрик», валиковые разводы на апсидах, «бровки» красивой формы над окнами - и совершенно загадочный оригинальный поясок из муравленных изразцов с кентаврами (!) на барабане.

7. Церковь Покрова от Пролома XIV - XVI века.

Первоначально в древнем монастыре главным был храм во имя Покрова Богородицы, известный с XIV  века, к которому после осады Пскова в 1581-1582гг. войсками короля Стефана Батория, в память о  чудесном избавлении «от лихих  градоимцев», присоединили вновь возведенный храм Рождества Богородицы, ибо в день ЕЕ Рождества псковичами был героически отбит решающий штурм неприятеля. 
С тех пор храм являет собой маленькое архитектурное чудо рядом с величественной Покровской башней: церкви–близнецы, одинаковые, клетские, крохотные, одноглавые, одноапсидные; - и только симметрично поставленная над притворами звонница на общей стене соединяет их в единый прекрасный ансамбль.
Первоначально в древнем монастыре главным был храм во имя Покрова Богородицы, известный с XIV века, к которому после осады Пскова в 1581-1582гг. войсками короля Стефана Батория, в память о чудесном избавлении «от лихих градоимцев», присоединили вновь возведенный храм Рождества Богородицы, ибо в день ЕЕ Рождества псковичами был героически отбит решающий штурм неприятеля. С тех пор храм являет собой маленькое архитектурное чудо рядом с величественной Покровской башней: церкви–близнецы, одинаковые, клетские, крохотные, одноглавые, одноапсидные; - и только симметрично поставленная над притворами звонница на общей стене соединяет их в единый прекрасный ансамбль.

8. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря 1130-1140-е гг., XVI век.

Древнейший монастырский храм в ансамбле огромного историко-художественного значения, центр христианского просвещения в Пскове; воздвигнут попечением святителя Нифонта, которому, по-видимому, принадлежит и гениальный замысел великолепного ансамбля фресок Мирожи, выполненных выдающимися византийскими художниками. Фрески, сохранившиеся на 80%, сплошным ковром покрывающие стены храма, - всемирно известное достояние культуры. 
Архитектура собора являет византийский прототип и не имеет прямых аналогов: мощный крестово-купольный храм с одной главой на обширном световом барабане «выглядит как вписанное в квадрат плана крестообразное здание с низкими угловыми частями»), т.е. зримо воплощает символику равноконечного православного креста.
Суровость, простота и сдержанная мощь храма повлияли на псковское зодчество в дальнейшем. Фрески собора – краеугольный камень всей знаменитой средневековой  школы псковской живописи.
Древнейший монастырский храм в ансамбле огромного историко-художественного значения, центр христианского просвещения в Пскове; воздвигнут попечением святителя Нифонта, которому, по-видимому, принадлежит и гениальный замысел великолепного ансамбля фресок Мирожи, выполненных выдающимися византийскими художниками. Фрески, сохранившиеся на 80%, сплошным ковром покрывающие стены храма, - всемирно известное достояние культуры. Архитектура собора являет византийский прототип и не имеет прямых аналогов: мощный крестово-купольный храм с одной главой на обширном световом барабане «выглядит как вписанное в квадрат плана крестообразное здание с низкими угловыми частями»), т.е. зримо воплощает символику равноконечного православного креста. Суровость, простота и сдержанная мощь храма повлияли на псковское зодчество в дальнейшем. Фрески собора – краеугольный камень всей знаменитой средневековой школы псковской живописи.

9. Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря первая половина XII века, XVI век.

Древнейший, легендарных домонгольских времен, возведен почти одновременно с в Мирожским Преображенским собором. Согласно церковному преданию, девичий монастырь был основан здесь княгиней Ефросиньей Рогволдовной – теткой известного псковского князя Довмонта. Иоанновский собор базиликальный, удлиненный, с позакомарным покрытием, с шестью столпами в интерьере, с хорами, освещенными двумя дополнительными главами, - ближе к новгородской домонгольской традиции. Серьезное, сосредоточенно-суровое настроение архитектурного образа обоих древних монастырских храмов Пскова созвучно эпическому XII столетию.
Древнейший, легендарных домонгольских времен, возведен почти одновременно с в Мирожским Преображенским собором. Согласно церковному преданию, девичий монастырь был основан здесь княгиней Ефросиньей Рогволдовной – теткой известного псковского князя Довмонта. Иоанновский собор базиликальный, удлиненный, с позакомарным покрытием, с шестью столпами в интерьере, с хорами, освещенными двумя дополнительными главами, - ближе к новгородской домонгольской традиции. Серьезное, сосредоточенно-суровое настроение архитектурного образа обоих древних монастырских храмов Пскова созвучно эпическому XII столетию.

10. Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря 1309 - 1313 года, XVII век.

Рождества Богородицы Снетогорский монастырь - древнейший монастырь Пскова; основан, по церковному преданию, в  XIII веке знаменитым «храброборцем», защитником «града Святой Троицы» князем Довмонтом и преподобномучеником игуменом Иоасафом. Рождественский  храм внешне и внутренне сохраняет прямые связи со своим великим прототипом - Мирожским собором XII века. Но именно Снетогорский храм  становится родоначальником собственно–псковской школы: впервые в церковном зодчестве используется местный материал – известняковая плита), а главное храм  расписан местными мастерами уникальными фресками,  в 1313 г. Это и есть начало псковской школы живописи!
Рождества Богородицы Снетогорский монастырь - древнейший монастырь Пскова; основан, по церковному преданию, в XIII веке знаменитым «храброборцем», защитником «града Святой Троицы» князем Довмонтом и преподобномучеником игуменом Иоасафом. Рождественский храм внешне и внутренне сохраняет прямые связи со своим великим прототипом - Мирожским собором XII века. Но именно Снетогорский храм становится родоначальником собственно–псковской школы: впервые в церковном зодчестве используется местный материал – известняковая плита), а главное храм расписан местными мастерами уникальными фресками, в 1313 г. Это и есть начало псковской школы живописи!

Обязательно прогуляйтесь по маршруту и полюбуйтесь памятниками архитектуры.

-11

Понравилась запись - ставьте лайк!

Нравится тематика канала - подписывайтесь!

Есть что сказать - оставьте комментарий!

#россия

#путешествие

#история

#экскурсия