Найти в Дзене
WAKEUPMEN CLUB

Депо, вокзал и паровоз. Станция Кавказская.

Неистовый ЧОПовец остался не доволен.)))

Железнодорожная станция Кавказская — узловая железнодорожная станция Краснодарского региона Северо-Кавказской железной дороги. Одна из крупнейших в Краснодарском крае.

Станция открыта 18 июня 1874 года. На момент открытия был запущен участок железной дороги от станции Кавказская до станции Мирской.

Ну а железнодорожная линия от Кавказской до Екатеринодара (Краснодар) была запущена 1 августа 1901 году.

Сегодня жизнь на станции еле теплится, количество проходящих пассажирских поездов значительно сократилось, а раньше, до того, как основной трафик пустили через Краснодар, станция принимала огромное количество пассажирских поездов, следовавших на черноморское побережье, в кавказские республики и, даже, в Баку и Ереван. Но…

Вид на ж\д вокзал со стороны привокзальной площади. (Лето 2021 г.)
Вид на ж\д вокзал со стороны привокзальной площади. (Лето 2021 г.)

Подписываясь на канал, вы помогаете нам делать его лучше и интереснее.
Нажав на кнопку “нравится” (лайк) - вы помогаете другим узнавать о канале.
Если вам понравилась публикация - поделитесь ею с друзьями.
Если вы подпишитесь на наш канал, то сможете своевременно узнавать о новых публикациях.
Наши планируемые путешествия и мероприятия: https://wakeupmen.bitrix24.shop/
Новостная группа в Телеграм: https://t.me/wakeupmenclub
Группа в VK: https://vk.com/club195965156
Канал в YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCiwLgCvlGhneO73aqy

Находится станция в г. Кропоткин, который берет свое начало от хутора Романовский, возникшего, в свое время, благодаря строительству Ростовско-Владикавказской железной дороги на месте поста Романовский.

Вид на ж/д вокзал с моста наземного перехода. (Январь 2023 г.)
Вид на ж/д вокзал с моста наземного перехода. (Январь 2023 г.)

Здание ж/д вокзала было построено в 1903 году по проекту Петербургского проектного института.

Первое здание вокзал станции Кавказская (1876—1885 гг.).
Первое здание вокзал станции Кавказская (1876—1885 гг.).

Первое здание вокзала сохранилось по сей день. Достаточно сложно узнать в сером, обитом пластиковым сайдингом здании, с вывеской «Багажное отделение» первый вокзал, но возможно. Ну а ориентиром для вас может стать памятник М.И. Калинину, стоящий у торца здания, как раз напротив «нового» здания вокзала.

Памятник М.И. Калинину у здания первого ж/д вокзала на ст. Кавказская.
Памятник М.И. Калинину у здания первого ж/д вокзала на ст. Кавказская.

Всесоюзный староста выступал с речью на перроне станции Кавказская в августе 1920 г.

Вид с привокзальной площади. (Лето 2021 г.)
Вид с привокзальной площади. (Лето 2021 г.)

Новое здание вокзала - строение из красного кирпича, сочетающие стили русской архитектуры средних веков и ампир, изначально вызывало заслуженное восхищение хуторян.

На момент открытия это здание отвечало всем требованиям своего времени: имелись три зала ожидания, комнаты матери и ребенка, почта, парикмахерская, билетные кассы, здравпункт, помещение для полиции и служебные комнаты. На втором этаже размещалась комната отдыха транзитных пассажиров, ресторан, служебные комнаты. В подвале — котельная, склад, комнаты персонала.

Питьевой фонтанчик в здании вокзала. (Работает)
Питьевой фонтанчик в здании вокзала. (Работает)

По свидетельству старожилов, под аркой центральной части проходил тракт в степь за железнодорожные пути, прямо через здание вокзала. С небольшими изменениями здание достояло до Великой Отечественной войны. Во время оккупации было разрушено, после освобождения Кропоткина от немецко-фашистских захватчиков вокзал полностью восстановили по старому проекту. Единственное существенное послевоенное изменение — возведенный в 1961 году тоннель из здания вокзала к третьей и четвертой платформам…

Билетный зал.
Билетный зал.

В июле 1875 года — началось движения поездов со станции Кавказская, а в далеком 1872 году у бывшего поста Романовского появились первые строители — плотники и каменщики, грабари, выполнявшие земельные работы при помощи лопат, тачек и тягла. Так началось строительство участка Ростовско-Владикавказской железной дороги и станции между станицами Кавказская и Казанская.

Вид с привокзальной площади. (Январь 2023 г.)
Вид с привокзальной площади. (Январь 2023 г.)

Концессия на постройку дороги была выдана инженеру барону Рудольфу Васильевичу Штейнгелю, имевшему огромный опыт в строительстве железных дорог в центральной части России. Под его руководством построены Московско-Рязанская, Московско-Курская, Орловско-Витебская, Балтийская, Грязевоцарицинская железные дороги. Ростовско-Владикавказская железная дорога, одна из сложнейших, была построена в установленный срок, без необходимости доделок в последующем, и каких-либо упущений. Их просто не было».

Вид со стороны платформ. (Лето 2021 г.)
Вид со стороны платформ. (Лето 2021 г.)

И по сей день здание ж/д вокзала на станции Кавказская является украшением города Кропоткин и великолепным примером железнодорожной архитектуры.

Вид со стороны платформ. (Лето 2021 г.)
Вид со стороны платформ. (Лето 2021 г.)

Потолок кассового зала.
Потолок кассового зала.

Наше первое знакомство со санацией Кавказская мы ограничили осмотром здания вокзала и прогулкой по привокзальной площади.

Привокзальная площадь. Вид на кинотеатр МИР. (Лето 2021 г.)
Привокзальная площадь. Вид на кинотеатр МИР. (Лето 2021 г.)
Привокзальная площадь. Радуга – настоящая, не фотошоп.))). (Лето 2021 г.)
Привокзальная площадь. Радуга – настоящая, не фотошоп.))). (Лето 2021 г.)

Но мне было интересно посмотреть не только на здание вокзала, но и на другие элементы ж/д инфраструктуры на станции Кавказская.

Рассказ о г. Кропоткин и Свято-Покровском храме внем можно найти по ссылке: https://dzen.ru/a/Y9lPn8csHjuZGVyG?share_to=link
-15

Поэтому, спустя некоторое время, я снова оказался на станции Кавказская.

В январе 2023 года меня интересовало «продолжение», а конкретно – ж/д депо и памятник паровозу Л-0239.

Тот самый паровоз-памятник Л-0232. (Январь 2023 г.)
Тот самый паровоз-памятник Л-0232. (Январь 2023 г.)

И если паровоз – довольно стандартный объект и т.п., то депо станции Кавказская - старейшее депо на северном Кавказе.

Я понимаю, что ж/д депо — это предприятие, и по его территории не положено ходить «кому не попадя».

План был пройти сколько получится. Если остановят и скажут «нельзя» - не пойдем.

К слову, о проходной: я звонил в депо с вопросом «а можно…?», мне ответили «вообще без вариантов».

Я НЕ РЕКОМЕНДУЮ НИКОМУ ПОВТОРЯТЬ ЭТОТ МАРШРУТ.

Начинаем мы нашу прогулку там, где закончили в прошлый раз – от здания ж/д вокзала.

От вокзала идем по Привокзальной улице в сторону депо.

Первым делом поднимемся по надземному переходу через железную дорогу. Вдруг там все видно и можно будет провести съемку оттуда.

Да – с моста действительно открывается прекрасный вид. Но, депо не видно.

Вид с надземного перехода в сторону здания ж/д вокзала. (Январь 2023 г.)
Вид с надземного перехода в сторону здания ж/д вокзала. (Январь 2023 г.)

Судя по количеству грузовых вагонов, разного форм-фактора, сегодня станция Кавказская продолжает выполнять роль важной узловой станции в грузовых перевозках.

Вид с надземного перехода. (Январь 2023 г.)
Вид с надземного перехода. (Январь 2023 г.)

Полюбовавшись открывающимся видами и убедившись, что отсюда депо не видно, спускаемся вниз и идем дальше. Предварительно зафиксировав на видео отправление рельсового дизельного автобуса.

Рельсовый автобус РА 1. (Январь 2023 г.)
Рельсовый автобус РА 1. (Январь 2023 г.)
Ра 1 (Рельсовый Автобус, 1-й тип) – автомотриса производима ОАО «Метровагонмаш», конструктивно унифицирована с метровагоном. Изготовлены на базе метровагонов «Яуза» (кузов, экипажная и ходовая часть). Работает на дизельном топливе. Имеет кабины по обоим концам вагона.

Идем дальше по Привокзальной улице. Справа у нас забор, слева строения социальной инфраструктуры железной дороги. Всё сплошь дома начала XX, а от и 4-й четверти XIX века.

Жилой дом на Привокзальной улице.
Жилой дом на Привокзальной улице.

Идти не далеко. Отличным ориентиром станет огромное дерево, если не ошибаюсь – тополь, растущее возле гаражей.

Именно рядом с этим деревом проход в заборе.
Именно рядом с этим деревом проход в заборе.

Что интересно – в заборе рядом с деревом не дырка, не пролом, нет. Там проход/проезд. Никаких шлагбаумов, никаких ворот – просто 3 метра свободного от заграждений пространства.

Как я узнал позже, это въезд на территорию отделения полиции на ж/д.

Нет запретных знаков и заграждений – значит можно идти. Идем.

Иду медленно, как бы нарочито предлагая сообщить мне «СТОП, тут ходить нельзя». Нет, не сообщают.

Метров 50 и я у наземного перехода через пути. В его начале «домик охраны». По причине осторожности и проходящего состава я остановился прям у входа в домик охраны. Подождал пару минут. Пошел дальше. Перешёл пути и направился в стороны «музея». Камера в руках. Снимаю видео прохода, здороваюсь со встречными сотрудниками. Прохожу еще один пост охраны, как я узнал позже №3.

В общем НЕ ТОРОПЯСЬ, на прячась и пр. дошел я до паровоза.

Ну раз я у цели – снимаем. Короткая фото и видео сессия.

Сначала подвижной состав.

Возле депо станции Кавказская стоит паровоз Л-0239 с тендером от паровоза Эр769-13 и двухосные платформа и цистерна.

Три экспоната музея под открытым небом. (фото из сети интернет).
Три экспоната музея под открытым небом. (фото из сети интернет).

Первым делом Паровоз Л-0239 с тендером от Эр769-13.

Паровоз серии Л («Победа»)
Паровоз серии Л («Победа»)
Построен на Ворошиловоградском (Луганском) заводе. Выпускали паровозы серии Л в 1945 — 1955 годах.
Главный конструктор Л.С. Лебедянский.
Осевая формула 1-5-0. Ширина колеи 1524 мм. Мощность 2200 л.с.
Паровоз Л-0239 с тендером от Эр769-13. (Январь 2023)
Паровоз Л-0239 с тендером от Эр769-13. (Январь 2023)
Один из самых массовых паровозов того времени. Всего было выпущено 4199 паровозов серии «Л».

Наш сегодняшний экземпляр стал одним из 76 произведенных в 1946 году на Ворошиловоградском заводе паровозов серии «Л».

Двухосная платформа. (Январь 2023 г.)
Двухосная платформа. (Январь 2023 г.)
Двухосная платформа. (Январь 2023 г.)
Двухосная платформа. (Январь 2023 г.)

Так как цистерна не попала в кадр, то на нее можно посмотреть на общем фото экспонатов. (см. выше). На момент моего визита экспозицию и весь двор депо ограждает забор из профнастила.

Сразу за двухосной цистерной сейчас проходит забор, да между цистерной и платформой валяется вот этот агрегат. (кто точно знает – подскажите его назначение)

? (Январь 2023 г.)
? (Январь 2023 г.)

Судя по данным в справочнике – паровоз снят с баланса РЖД в 2013 году. Я думаю, что аналогична ситуация с платформой и цистерной.

Теперь перейдем к депо.

Веерное депо на ст. Кавказская. (Январь 2023 г.)
Веерное депо на ст. Кавказская. (Январь 2023 г.)

На момент строительства лепо являлось самым большим в регионе.

Веерное депо на ст. Кавказская. (схема. Яндекс карты.)
Веерное депо на ст. Кавказская. (схема. Яндекс карты.)

Сложно сказать сколько паровозных стоил было в депо первоначально, но можно точно сказать, что в давно не используемом по назначению депо часть ангаров переоборудовали под «офисно-складские» нужды.

Год открытия депо - 1874. Габариты в плане 800х300 м.

Здание локомотивного депо ст. Кавказской является уникальным образцом промышленной архитектуры ХIХ–ХХ вв., старейшим и самым крупным депо на юге России.

Вид на поворотный круг веерного депо. (Январь 2023 г.)
Вид на поворотный круг веерного депо. (Январь 2023 г.)

Несмотря на то, что здание депо является историческим памятником, судя по его внешнему виду и старательно возводимому вокруг него забору, есть шанс что оно может не дождаться ремонта и приспособления под другие нужды, как это происходит в других городах.

Неудивительно будет если вдруг его постигнет участь, аналогичная тому, что произошло с веерным депо на Николаевской ж/д в Москве. (Можно прочесть по ссылке: https://dzen.ru/a/Y7vZRJvRNhnintlr?share_to=link )

На данный момент вид у здания «уставший» и «обремененный ненужностью владельцам».

Не знаю, как его используют в настоящее время, но в левом крыле – офисные помещения. Судя по рельсам – по ним никто давно не ездил.

Размеры здания – впечатляют. Бестолковый пластиковый сайдинг, которым оно обито с лицевой стороны – удручает.

При входе в конторскую/офисную часть депо висят вот такие таблички.

Таблички при входе в конторскую/офисную часть депо. (Январь 2023 г.)
Таблички при входе в конторскую/офисную часть депо. (Январь 2023 г.)

А на соседней стене вот такое уведомление о том, что здесь капсула с посланием потомкам.

Интересно, о чем в ней рассказывается? Как понимаю, заложили ее в 1974 году (наверное). Если знаете – поделитесь информацией – добавлю в рассказ.

Табличка на стене депо. (Январь 2023 г.)
Табличка на стене депо. (Январь 2023 г.)

Ну что, все вроде снял, что хотел, пора уходить.

Иду к выходу, попутно запечатлел мотовоз МПТ-4 за работой.

МПТ-4 – мотовоз погрузочно-транспортный. Двухосный локомотив с ДВС.
Мотовоз МПТ-4 (Январь 2023).
Мотовоз МПТ-4 (Январь 2023).

И тут, проходящий мимо меня товарищ, судя по папке с документами – инженерный состав депо, спрашивает: «чего это вы тут делаете»?

- Снимаю фото/видео Отвечаю я ему.

- А вы знаете, что тут нельзя ходить?

- Да? Теперь знаю. Ухожу.

Но видимо товарищу не терпится поменять свою тонкую папку на более толстую папку начальника, вот он и разбудил мирно дремлющего на посту №3 охранника.

Я уже почти перешёл ж/д пути, когда меня догнал не опрятно одетый человек в гражданской одежде и оранжевой жилетке, которая, видимо, олицетворяло «я на посту» и преградил мне дорогу. Если честно, то я сразу и не понял кто это.

В общем, следующие 15 минут мы проводили с ним тренинг по работе с «возражениями». Ох же и шумный этот Савинков Александр Гаврилович, щедро компенсируя скудный словарный запас и непрофессионализм громким голосом.

Тот самый сторож имущества РЖД из ЧОП Рубеж.
Тот самый сторож имущества РЖД из ЧОП Рубеж.

Как поется в песне: «он и плакал, и смеялся и щетинился как еж. ….».

Не буду описывать крайне агрессивное и хамское поведение этого сотрудника ЧОП «Рубеж». Кому интересно посмотрите здесь ролик о том какие кадры сторожат объекты РЖД https://dzen.ru/video/watch/63cec17bb009c94c9b2d5e35?share_to=link .

Мне кажется, именно такие сторожа и доводят ситуацию до трагедий в магазинах и ТЦ, а потом виновато хлопают глазами, мол «я не думал, что так получится». (ИМХО)

Хорошо, что я достаточно опытный «переговорщик», дождался милиции и начальства и помог сторожу осознать, что нужно написать объяснительную о своем поведении на рабочем месте (сон на рабочем месте, агрессию и пр.), а если бы на моем месте был не подготовленный человек?

Если руководству ЧОП «Рубеж» или ответственному ведомству РЖД понадобится, я готов предоставить видеосъемку моей беседы с этим горе стражем.

В общем, признав, что зашел на служебную территорию, а также усиление мер предосторожности «сами понимает по какой причине» я проникся просьбой «удалить снятое на территории» и удалил весь материал, добытый таким трудом. Стер с карты памяти камеры снятое в депо. Ну не стал я выяснять каким образом фото старого паровоза влияют на безопасность и каким образом человек должен понять, что проходить в открытую дверь/ворота/калитку нельзя.

Но, как всегда, есть некоторые моменты делающие нашу жизнь интереснее...

Статья про вокзал, депо и мини музей станции Кавказская - перед вами.

Видеоверсия - скоро на канале WakeUpMen.

Надеюсь, что информация окажется интересной и полезной для вас.

Оставайтесь с нами, подписывайтесь на канал.

-35