Найти тему
Оксана Фарфоровна

Жизнь как балет. Ты ей - реверансы, она тебе - батман между ног. ©

Моя покойная тётка - несостоявшаяся балерина (так она всегда говорила).
Её жизнь вообще началась при необычных обстоятельствах. Когда ночью 6 марта 1942 года в Москве сработала воздушная тревога, моя бабушка чудом добежала до станции метро «Маяковская». Там, под сопровождение бомбардировки Кремля, тётка и родилась.
Как и другие 216 малышей за время воздушных тревог в период 1941-1942 гг.

Бабушка Елизавета Семёновна (я родилась уже после её ухода) записала день рождения тётки не на 6, а на 8 марта. И назвала Галиной.
А чуть позже она увлеклась балетом. Особенно Галиной Улановой.

Балерина Галина Уланова. Колоризация фото О. Ширниной (Klimbim)
Балерина Галина Уланова. Колоризация фото О. Ширниной (Klimbim)

В 1951 году (могу путать), она поступила в Хореографическое училище ГАБТ СССР Всесоюзного комитета по делам искусств при СНК. Во, еле выговоришь! Но через пару лет по глупости получила страшный перелом малоберцовой кости. Последствия травмы остались на всю жизнь - её левая стопа практические не двигалась вправо-влево.
Роман с балетом, разумеется, закончился, не успев начаться...
Да и в 1953 году родился мой отец. Она стала для него нянькой и
Галкой :)

ТётьГала нашла отдушину в фарфоре.
Внушительная коллекция балерин перешла мне по наследству. Я с детства помню висящие на гвоздике у дамского столика пуанты, её пересказы балетных сюжетов, после горькие слёзы и наставления:
«Голубка моя, твои ножки не рождены для балета, а мои ножки меня подвели. Вся моя коллекция перейдёт тебе. А ты сама решишь, что с ней делать.»

Коллекцию я вывезла в 2008 году. Честно говоря, еле успела. Как обычно - алчная и беспринципная битва за имущество сразу после поминок. Не буду углубляться в эту грязюку... Но мне даже семейные фотографии не позволили отсканировать. А ранее подаренная отцу гравюра 1903 года до сих пор является поводом для оскорблений.

Ладно... Коллекция насчитывала более 500 штук. Я не шучу :)
Она не только что-то сама покупала, но и всегда ждала на праздники вполне определённый подарок.
Разумеется, там были и современные статуэтки, и полный набор советской классики.
В прошлом году я решилась на продажу.

Всю коллекцию, конечно, смотреть не будем. Только те, с которыми было особенно жалко расставаться по сугубо личным причинам - воспоминания. И начну с Галины Улановой.

Из этой же серии Елены Александровны Янсон-Манизер были скульптурки Улановой в роли Жизели (1955 год) и изумительная, но чуть растерявшая позолоту и кусочек платья, Уланова в роли Джульетты (1946 год).

А это уже каслинское литьё, но тоже Елены Александровны. Наш с отцом подарок на 60-летие. Тяжеленная чугунная красота :)
Вера Ивановна Каминская в роли Заремы. Сцена из мариинской постановки 1934 года «Бахчисарайский фонтан».

Вообще, в процессе продажи коллекции я наткнулась на некоторое количество крайне наглых перекупщиков. Знаете, это вот те люди, которые звонят или пишут: «Я куплю всё, что у вас есть за 15 000, плачу наликом. Даю час на размышление.» Потом они поднимают стоимость, потом ещё чуть-чуть. А потом отправляют тебя в далёкое нецензурное путешествие :)

Хороша была киевская подборка. Одна из самых любимых - «Адажио».
Оксана Леонтьевна Жникруп, конечно, создала очень красивую балетную серию.

Скульптура «Адажио», 1950-1962 гг. КЭКХЗ. Скульптор Оксана Леонтьевна Жникруп, роспись Владислав Иванович Щербина
Скульптура «Адажио», 1950-1962 гг. КЭКХЗ. Скульптор Оксана Леонтьевна Жникруп, роспись Владислав Иванович Щербина

А эту, с зеркальцем, я точно помню, купил в подарок супруге очень весёлый и юморной мужичок :)

Пару раз приезжали милые и трогательные пенсионерки с речами о нехватке денег, но о страсти к балетном фарфору. Буквально вымаливали скидку. А через пару дней выставляли на Авито эту самую статуэтку, но дороже :)

В процессе изучения вопроса и детального осмотра некоторых скульптур, я нашла немало реплик. Один из примеров ниже.

Статуэтки «Балерина». 1950-1960 гг., Полонский завод художественной керамики. Скульптор Т. Морозова
Статуэтки «Балерина». 1950-1960 гг., Полонский завод художественной керамики. Скульптор Т. Морозова

Эта статуэтка Полонского завода художественной керамики и (предположительно) поздняя реплика Славянского керамического завода.
Дело в деталях. Во-первых, сама лепка, особенно лицо и руки. У ПЗХК она изящная, аккуратная. У реплики рука-лопата и лицо кирпичом. Во-вторых, пачка. У ПЗХК она с деталями, будто резная. У реплики нет.

Поэтому мой совет - если не разбираетесь в вопросе на 100% и не уверены в подлинности изделия, просто обращайте внимание на руки, пальцы, ноги, носики и т.п. Всё, что имеет топорный вид - скорее всего реплика или современная подделка.
С такими тонкостями я столкнулась и в
парных статуэтках: «Маленькая балерина (Машенька)», городницкая «Балерина надевает пуанты», Наталья Дудинская в роли Сюимбики (балет «Шурале») и «Юная балерина» Малышевой. Её реплику я вам даже покажу :)

«Юная балерина» , Славянский керамический завод, 1980-е.
«Юная балерина» , Славянский керамический завод, 1980-е.

Ну, тут и особых знаний и не нужно, чтобы заметить, кхе-кхе, неточности :)

Чаще мне, конечно, встречались покупатели очень приятные. И я рада, что каждая вещь нашла добрые ручки. Особенно вот эта.

-11

Эта дама высотой в 42 (!) см имела клеймо Барановки. При чём, периода 1950-х. Я перерыла ВЕСЬ интернет, я искала её по картинке, мы даже обратились к приятелю-антикварщику. Он всю голову сломал, уже свои знакомства поднял. И оказалось, что это... копия гипсовой скульптуры с поддельным клеймом :D

Но она была необычайно красивой. Не какая-то совсем уж захудалая подделка, а очень высокого качества. И она уехала куда-то далеко. Покупательнице было абсолютно без разницы её происхождение. Ей понравилась сама форма и исполнение.

Ну, собсна, после почти 15 лет проживания со мной, все балерины разлетелись по новым домам. Жалко ли мне? Очень жалко, друзья. Правда.
Но решению поспособствовали две причины: два ковидных года и переезд в 2018-ом, места они занимали крайне много.

Надеюсь, тётьГала не в обиде...

Благодарю за внимание!

Ваша,
Оксана Фарфоровна