Донал (Даниэл) О`Коннелл / Daniel O'Connell, ирл. Dónal Ó Conaill, был человеком цельным, убеждения его были последовательны, несмотря на кажущиеся противоречия взглядов. Он был лидером ирландским националистов и одновременно монархистом. О правящей королеве Виктории он говорил, как о «любимой маленькой королеве». Поддерживал британскую корону и был совсем не против союза двух королевств — Ирландии и Великобритании. С одной только оговоркой — он хотел, чтобы это был РАВНЫЙ союз.
Донал О`Коннелл родился в знатной католической семье, сумевшей сохранить часть своих земель. Учился во Франции, потом в Ирландии, стал адвокатом и до тридцати пяти лет вёл размеренную жизнь вне политики. Можно сказать, что О`Коннелл был человеком второй половины жизни. В тридцать пять лет он основал Католический совет. Целью этой организации была последовательная и мирная политическая работа над устранением разнообразных ограничений для католического большинства Ирландии. Такая деятельность называется католическая эмансипация. В организацию охотно вступали крестьяне. Регулярный взнос на поддержку её деятельности составлял минимальную сумму один пенс в месяц. Крестьяне постепенно восприняли Католический совет как реальную политическую силу.
Дэниэл О`Коннелл был очень умным человеком, а кроме того изумительным оратором. Его современник говорил, что его голос можно услышать за милю, причём казалось, что голос прошёл сквозь мёд. Весьма образно и ярко, не правда ли? О`Коннелл собирал массы людей на мирные собрания. Тысячи собравшихся свели себя крайне дисциплинированно, власти ни в чём не могли их упрекнуть. Зрелище огромных толп, подчиняющейся единой воле, внушало уважение. Разумные, точные действия О`Коннелла привели к желаемому результату. Английские власти решили, что лучше предупредить волнения, чем быть втянутыми в гражданскую войну с неизвестным результатом. В итоге был принят закон, по которому католики могли избираться в Парламент Британии. Это событие стало настоящей победой.
И вот в 1829 году сам Дэниэл О`Коннелл стал первым за сто лет католиком, выбранным в Палату Общин высшего законодательного органа Великобритании.
Уже как член Парламента О`Коннелл занят твёрдую позицию в отношении так называемой «десятины», которую католическое ирландское крестьянство платило англиканской церкви. Конечно, это было возмутительно. Особенно учитывая, что священники господствующей церкви могли за невыплаты отбирать у крестьян земельные наделы. Дело дошло до военных столкновений. Решительная позиция аграриев и поддержка их требований О`Коннеллом привели к отмене десятины.
Протестанты Ольстера достижениям О`Коннелла не радовались. Они неприязненно отнеслись к укреплению позиции католической церкви. Связь с Англией была для местного населения крайне важна.
Между тем Дэниэл О`Коннелл развернул очередную кампанию за отмену Унии 1800 года. Эта цель была для него не менее важна, чем католическая эмансипация. Увы, именно эта цель оказалась в то время и в тех условиях недостижимой. О`Коннелл, как я уже сказал выше, видел Ирландию независимым Королевством, равным в правах с Королевством Великобритании. Союз двух Королевств должна была монаршей властью объединить королева Виктория.
О`Коннелл вновь организовал ряд митингов по всей Ирландии, на каждом из которых собиралось до ста тысяч человек. Поддержка населения была колоссальная, грандиозная! Но на этот раз британские власти повели себя совершенно иначе. После двух значительных уступок они продемонстрировали непреклонность. О`Коннелл был арестован, приговорён к большому штрафу. Он отсидел в английской тюрьме три месяца. Здоровье пошатнулось, и О`Коннелл больше не занимался политической борьбой. Земную жизнь он завершил в Генуе в возрасте семидесяти одного года. Но и до сих пор для многих патриотов Ирландии он является образцом гражданина и одним из самых значительных политиков страны за все времена.