В мире не так много зданий, признанных шедеврами архитектуры. Каждое из них впечатляет, а особо любопытных заставляет задуматься о конструкции — можно ли ее воспроизвести? Владимир Дубров — мастер по резке стекла. Несколько лет он воссоздает знаменитые здания из сотен прозрачных кусочков. Своими руками сделал стеклянные макеты Эйфелевой башни и башни Бурдж-Халифа, собора Василия Блаженного и зданий Кремля — почти два десятка великих архитектурных построек. Мы увидели их на витрине стекольной мастерской, заглянули из любопытства — так и познакомились с Владимиром и его хобби.
— Почему вы создаете архитектурные макеты, ведь из стекла можно делать что угодно. Чем вас вдохновляет архитектура?
— С детства люблю чертить, делать расчеты, и по образованию я инженер. По художественной части я вообще полный ноль, а инженерные конструкции — другое дело. Когда просят выложить из стекла портрет жены — это не ко мне, здесь нужно быть художником.
— Когда вы сделали первое стеклянное здание и каким оно было?
— Лет пятнадцать назад я увидел в журнале статью про художника, который делает скульптуры из мусора, остатков производственных материалов. Подумал, что у меня ведь тоже есть отходы, и начал склеивать обрезки стекла в спираль — получилась подставка. Дальше стал думать, что поинтереснее взять, посложнее. Первый полноценный макет здания я сделал в 2008 году, это была Эйфелева башня. Сейчас она мне кажется очень простой.
— Чтобы сделать стеклянный макет, вам достаточно фотографии архитектурного сооружения?
— Да, я делаю чертежи по фотографиям. Но это довольно сложно, потому что объектив искажает пропорции: на одной фотографии соотношение высоты и ширины одно, а на другой другое. Если удается найти чертеж оригинального здания, это большая удача. Например, собор Василия Блаженного я никак не мог сделать по фотографии, он слишком сложный. А потом нашел чертеж — и сделал. Вот он стоит.
— Почему в своих макетах вы не используете цветное стекло?
— Потому что стекло прозрачное, и если оттенки накладываются друг на друга, получается не всегда красивый свет, может смотреться грязно. Я принципиально использую только бесцветное стекло и зеркало, это уже стало особым стилем, как графика у художников, где используются только черный и белый цвета.
— В чем были сложности при создании макета «Лахта Центра»?
— Если просто объяснять: то, что проектировал человек, то и сделать сможет человек. А то, что проектировал компьютер, то может сделать только компьютер. Башня «Лахта Центра» состоит из настолько плавных линий, что рассчитать вручную без погрешности углы их поворотов крайне сложно. В оригинальном здании изменение размеров каждого этажа идет в метрах, в макете это доли миллиметра. Я переделывал башню три раза, конструкция безумно сложная, но от этого еще интереснее.