Найти тему
Газета Милитант

ПРАВЯЩИЙ КЛАСС ГОТОВИТ АТАКУ ПРОТИВ КУРЬЕРОВ И ТАКСИСТОВ

В скором времени в России появится “платформенная занятость”, которая отделит таксистов и курьеров от трудящихся по трудовому договору.

На днях в Госдуму внесён проект новой редакции закона «О занятости населения в РФ».

Изменений вводится немало, среди них:

- появятся новые категории граждан, которые могут получить помощь от служб занятости (например, люди, ищущие лучшую работу, или работники, находящиеся под риском увольнения);

- прописаны меры по содействию трудоустройству молодежи (например, появится новая норма о содействии занятости учащихся в свободное от учебы время);

- вносятся поправки о защите трудовых прав инвалидов (их содержание не раскрывается);

- будут закреплены такие категории, как самозанятые и платформенно занятые;

- и так далее.

Особый интерес представляет законодательное закрепление сферы плат­фор­мен­ной за­нятос­ти. Законотворцы отмечают, что это касается, в частности, таксистов и курьеров.

Что будет пониматься под платформенной занятостью?

Это деятельность граждан по личному выполнению работ на основе договоров, которые заключаются с использованием информационных систем (цифровых платформ занятости), обеспечивающих взаимодействие всех сторон с помощью интернета.

По словам директора по коммуникациям маркетплейса услуг YouDo, по данным ФНС, к концу 2022 г. в России больше 6 млн самозанятых. 89% самозанятых работают через различные онлайн-сервисы и платформы. Согласно опросу платформы "YouDo Бизнес", 62% самозанятых работают на себя уже несколько лет: 20% во фрилансе около года, а 8% пришли с наступлением кризиса, вызванного пандемией" (ой, только ли пандемией?).

Текущие изменения в закон о занятости лишь вводят понятие "платформенной занятости", а в остальном отсылает к новому федеральному закону, который должен быть принят в течение 9 месяцев.

Но по опросам представителей онлайн-сервисов и платформ, которые участвуют в обсуждении этих изменений при Минтруде, становится понятно, что нововведения позволят окончательно закрепить особенный характер отношений цифровых платформ занятости и (важно!) разграничить их с трудовыми отношениями.

Это подразумевает закрепление иных условий труда для таких категорий работников, как, в частности, курьеры и таксисты (хотя определенно их перечень будет больше). Сегодня фактически существует такое положение дел, когда агрегаторы ущемляют права трудящихся, не гарантируют работнику социальный пакет (оплата больничных листов, отпусков (в том числе, по уходу за ребенком) и пр.), не несут ответственности за их безопасность.

Напомним, что ранее одним из требований забастовки курьеров было обязательное заключение трудового договора с курьерами. Об этом “Милитант” писала в своем декабрьском выпуске. Нет никаких сомнений в том, что нынешний закон сознательно пытается закрепостить работников цифровых платформ и пролоббирован он именно самими платформами. Можно сказать, что данная сфера практически никак не регулируется современным законодательством и такая подачка это благо, но на деле таксисты и в особенности курьеры уже переросли необходимость такого половинчатого регулирования. Их требование звучит чётко и ясно — трудовой договор как у всех остальных наемных рабочих.

Данный закон является целиком и полностью реакционным и антирабочим по своей природе. Его задача в том, чтобы упредить неизбежные, дальнейшие коллективные действия работников цифровых платформ. Эта подачка, которую власть, тесно связанная с менеджментом крупных компаний (в их связи мы особенно убедились на примере Москвы во время забастовки курьеров) кидает рабочим.

Особенную остроту и интерес вызывает данный законопроект еще и потому простому факту, что такие организации как ВШЭ активно и долго говорили о необходимости именно такой формы регулирования. Сомневаться в том, что этот тип занятости придумал не ВШЭ не приходится. Наши либералы от экономики постоянно стремятся к тому, чтобы взять с Запада всё самое худшее, что есть в передовых капиталистических странах. Такого масштаба развития регулируемых форм неполной занятости рабочих, какая существует на Западе и Соединенных штатах, — сложно найти по земному шару в целом.

Российские депутаты, чиновники и сам Президент, которому вскоре предстоит поставить свою подпись для того, чтобы этот закон вступил в силу, часто любят говорить об особенном пути России, но всякий раз, когда речь идет об эксплуатации рабочего класса, угнетении и подавлении миллионов трудящихся — Российское государство обнаруживает свою истинную природу — природу буржуазного, империалистического государства.

По всей вероятности, в скором времени новое положение трудящихся станет официальным. И тогда требования о признании их работниками с обязательным заключением трудового договора будут просто невыполнимыми в российской реальности.

Медленно, но планомерно бремя тяжелой ситуации в российской экономике перекладывается на плечи работников (бесконечные оптимизации и сокращения кадров, свертывание производств, ущемление в трудовых гарантиях, недостаточное индексирование соц. выплат, рост цен, разрушение социальной инфраструктуры и многое другое).

С такой пакости и начинается для людей наемного труда новый 2023 год.