Вышедший в отечественном кинопрокате осенью 2022 года псевдоисторический боевик Антона Мегердичева "Сердце Пармы", экранизация одноимённого бестселлера Алексея Иванова, вызвал немало противоречивых отзывов.
Сторонники произведения отмечали высокий технический уровень кинопродукта, динамично поставленные и снятые масштабные сцены, общий размах повествования. Однако критики "Сердца Пармы" обращали внимание как на явные исторические искажения и несоответствия фильма реальности, так и опасные идеи, заложенные в повествовании.
На открывшихся 25 января 2023 года в Москве XXXI Международных Рождественских образовательных чтениях выступил викарий Патриарха Московского и всея Руси, ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Кирилл (Зинковский). В своём докладе на научно-практической конференции "Духовно-нравственная культура в высшей школе. Мировой ценностно-мировоззренческий кризис и вызовы дегуманизации" владыка отдельно отметил "Сердце Пармы" как пример "колониального искусства":
У нас в кинопрокате регулярно появляются картины с никак не прикрытым негативным отображением истории, действительности и Русского государства, и Русской Православной Церкви. […] Фильм под названием "Сердце Пармы" представляет собой описание средневековой Московской Руси и Русской Православной Церкви как крестоносцев. […] Московский воевода с помощью стрельцов уничтожает все живое в таёжной Парме, и он, как и русский царь, разрушители пермского природного рая.Также недвусмысленно представлен епископ Иона, как клерикальный фанатик, силой полностью корчующий родовой языческий уклад местных богов. Если такой фильм - не манифестация сепаратизма, то тогда с какой целью потрачено на него из госбюджета более чем 600 миллионов рублей? А ведь это яркий образец фальсификации истории России - и государства, и Церкви.
Епископ Кирилл обратил особое внимание на актуальную опасность подобных произведений и продвигаемых ими исторических и культурных стереотипов. К чему могут привести искусственно созданные мифы о "гордых нациях древности", якобы покорённых и униженных "варварской Московией", наглядно свидетельствует пример украинского националистического режима:
Что еще более антигосударственное можно было бы выдать в прокат на фоне проблемы украинской антимосковской "самостийности"? Кто понесет ответственность за самую что ни на есть подлинную идеологическую диверсию о "злых московитах", воспевающую уральский "природный" сепаратизм и обличающую "захватническую сущность" Русского московского царства?[…] Одним из методов искажения культурно-мировоззренческих парадигм является искажение исторической информации, формирование ложного прошлого, что позволяет конструировать новые, "синтетические" нации. Мы сейчас можем наблюдать такой процесс и на Украине, и не только.
Стоит отметить, что фильм "Сердце Пармы" не окупился в прокате - при заявленном общем бюджете (производство + маркетинг) 715 миллионов рублей кассовые сборы составили около 1 миллиарда. С учётом того, что половина сборов причитается кинотеатрам, бюджетные деньги из Фонда кино были потрачены зря не только по идеологическим, но и по коммерческим параметрам.
Чтобы оперативно получать новости, подписывайтесь на наш канал в Телеграме: @tsargradtv